Безопасность

Бесправные

Сузунец Владимир Пронькин имеет право на управление мотоциклом. Но таких у нас – единицы, говорят в ГАИ. В результате — водители двухколёсных транспортных средств ездят по дорогам без прав

«Кого больше на дороге боитесь: деда на старенькой «Волге» или подростка на мотоцикле?» — готовя материал, спрашиваем водителя грузового автомобиля.

«Конечно, мотоциклиста, — сразу ответил тот. – У дедушки наверняка права есть, опыт. Хотя может быть рассеянным внимание. А эти пацаны ни правил дорожного движения не знают, ни опыта не приобрели. Да и аварий в своей жизни не видели, поэтому и страха нет, нет понимания, что дорога полна разных неприятных ситуаций». Наш собеседник – Валерий Железнов – за рулём с 2001 года.
А вот ещё одна встреча в центре Сузуна. Подростку 15 лет, знакомимся, он рассказывает: «Мотоцикл мне купил отец, учил ездить в деревне, подальше от домов. Я знаю правила, их в школе учили, мы на конкурсе выступали. Отец разрешает ездить, мне нравится. Исполнится 16 лет – отучусь в ДОСААФ на мотоциклиста». Паренёк в шлеме садится за руль, ключ на старт, крутой вираж, и он скрывается за поворотом.

В Сузуне «на мотоциклиста» не учат. Ближайшая автошкола, где готовят водителей категории А, находится в Искитиме. Звоним, чтобы уточнить информацию. Нам сообщают: «Группу в этом году уже набирать не будем. Узнавайте в марте. Принимаем на учёбу с 18 лет.
Обучение платное.

По информации ГАИ в Сузунском районе за первое полугодие 2024 года произошло восемь дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали девять человек. Из восьми – четыре ДТП с участием мотоциклистов, в которых пострадали пять человек. Во всех этих случаях водители двухколёсных транспортных средств не имели прав на управление. А два ДТП с мототранспортом произошли при участии несовершеннолетних.

А вот статистика региона: за первое полугодие 2024 года в Новосибирской области произошло 932 ДТП, которые унесли жизни 86 человек. В ходе этих аварий ещё 1184 человека получили травмы различной степени тяжести. В текущем году в Новосибирской области зафиксировано уже 73 ДТП с мототранспортом, в которых погибли шесть человек. Об этом сообщило ГУ МВД по региону.

Семёну Пронькину 15 лет. Он хочет быть полноправным участником дорожного движения. Но в автошколу принимают
с 18 лет

Беседуем с сузунцем Владимиром Пронькиным. Ему 38 лет, сыновьям – 12 и 15. «Подростки почти все тянутся к технике, достаточно себя вспомнить в этом возрасте, — начинает разговор Владимир Васильевич. – Мне хотелось ездить! Родители поспособствовали моему желанию, подали документы в ДОСААФ. В группе было больше двадцати человек. Вождение сдавали на мотоцикле «Минск»: просто восьмёрку нарисовали во дворе. Обучение бесплатное, только оплатили госпошлину и за само удостоверение. С 16 лет с водительским удостоверением стал ездить на «Урале», это тяжёлый мотоцикл, отец обучал. А два года назад купил себе мотоцикл, совсем по-другому себя чувствую: после машины заново пришлось перестраиваться, в 16 лет было проще.

Кроме того, в десятом и одиннадцатом классах мы ходили в Сузунскую школу №1 заниматься автоделом. Два года бесплатно нам преподавали не только ПДД, но и устройство автомобиля, было вождение. Мне не исполнилось 18 лет, когда окончил школу, поэтому права категорий В и С я получил позднее. В 18 лет обратился в школу, мне выдали сертификат, что я прошёл обучение, с ним поехал в Черепаново, сдал экзамены и получил водительское удостоверение. Сейчас работаю водителем, открыты категории А, В, С, Е, есть права на трактор, на маломерные суда, квадроцикл, снегоход.

А сейчас моя семья столкнулась с проблемой: сыну Семёну 15 лет, ему нужно отучиться в автошколе и получить права. Почему в Сузуне нет площадки, где можно поучиться вождению на мотоцикле? Ни ДОСААФ, ни аграрный колледж не набирают группы, а ведь многие сузунцы пошли бы учиться. И мальчишки дорожили бы этими правами, они бы понимали, что в случае грубого нарушения ПДД их лишат водительского удостоверения. Они стали бы равноправными участниками движения. И взрослые водители с пониманием относились бы к подросткам-мотоциклистам, ведь каждый из нас, профессионалов, помнит свои первые километры за рулём. А сейчас мальчишки всё равно садятся за руль мотоцикла: отец на работе и не знает, куда отправился его сын».

Как решить проблему обучения подростков? «Собрать мнения и предложения всех заинтересованных сторон: ГИБДД, администрации, ДОСААФ, школ, родителей. Всё должно происходить в правовом поле. Запретами не решить этот вопрос, надо приглашать ребят и родителей, разговаривать с ними, может, организовать дистанционное обучение по ПДД.

Может быть, составить договор с искитимской автошколой, открыть здесь филиал. А вождение и теоретический экзамен сдавали бы в Искитиме. Считаю, что обучение сейчас дороговато. А если два-три пацана в семье? Думаю, государство должно финансировать расходы: или чтобы семье эти деньги возвращались, или субсидия для автошколы пусть будет. У мальчишек будет смысл на каникулах трудиться, заработать на специальную байкерскую куртку, крутой шлем, наколенники», — поделился мнением отец пятнадцатилетнего Семёна.

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ