Проекты редакции

Благодарна судьбе за Шипуново

«Из родной Пензенской области в Сибирь нас папа привёз, когда началась целинная эпопея», — рассказывает Мария Васильевна Исакова, почётный гражданин села Шипуново.

Росла в большой семье, десять детей было у родителей. Папа с фронта пришёл в 1943 году без руки. В 50-е годы началось освоение целинных и залежных земель. А в сибирских сёлах от общего числа призванных на фронт вернулась едва ли половина мужиков: кому придётся земли распахивать? Тогда стали вербовать работников из других мест страны. «Приехали мы на Алтай, в одном селе пожили, в другом… Что-то родителям не нравилось. С кем папа договорился или списался, не скажу, но повёз он нас сюда, в Шипуново, — в памяти Марии Васильевны осталось первое впечатление. — Помню, как поразило само место, дома, улицы, бор сосновый. Люди работящие, добрые, приняли хорошо».

Её сразу на работу устроили, на кошару.

Потом уже сенокос начался. Присмотрелись к девушке: как работает, всё ли получается. Весной поставили помогать повару. Посевная, потом лето с заготовкой кормов. Тружеников кормили на полевых станах, такой у девушки был экзамен на профпригодность. А осенью её уже поваром назначили.

Потом пошла на ферму, дояркой. «Сколько наград у меня было за труд, а ведь их заслужить надо было! – доярку тогда и оператора машинного доения сейчас не сравнить по трудозатратам, об этом говорит Мария Васильевна. — У доярок труд тяжёлый, даже сначала воду сами носили, чтобы коров поить. Сено по кучам разложено у двора зимой, мы заносили его с улицы, муку своим коровам подсыпали. Тридцать голов по местам развести, привязать-отвязать – время летело незаметно. К животноводам приезжали руководители на ферму, мы чувствовали свой вес в общем трудовом заработке колхоза. Помню, прибыл агитатор к нам на ферму и рассказывает, что скоро всё механизируют, а мы посмеялись, не поверили. А ведь так и стало позже: поилки для коров, кормораздатчики, доильные аппараты, шланги, охладители для молока».

В животноводстве ей нравилось. Коров хорошо знала, опыт уже был значительный. Когда отправили на курсы техников по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, учёба шла легко. Она с удовольствием участвовала в соревнованиях, была лучшей по профессии не только в районе, её посылали и на областные конкурсы. В жюри были и практики, и сотрудники Новосибирского отделения ВАСХНИЛа.

О неожиданном продолжении её выступлений на профессиональных конкурсах Мария Васильевна вспоминает с улыбкой: «Ко мне на ферму потом из Новосибирска даже приезжали учёные, неделю за мной один ходил, всё записывал. А я привыкла: как на конкурсе для комиссии всё проговариваешь, что делаешь и зачем, так и ему объясняла. С шести утра до восьми вечера: когда халат надеваю, что в лаборатории делаю, как корову в станок завожу… За растёлом коров тоже наблюдал, когда и как бирку телёнку прикрепляем, что в журнале племенного учёта пишу. Потом мне из Новосибирска благодарственное письмо прислали».

Запомнилось, что победила в одном областном конкурсе, выдвинули на межрегиональные соревнования, но подвело здоровье. Из-за болезни не смогла поехать и по путёвке в Болгарию, жалела. Но потом путешествовала по Золотому кольцу России, очень понравилось, запомнились и Ростов Великий, и Ярославль.

Первый свой орден – Знак Почёта – получила в 28 лет, а в 1978 году – орден Трудовой Славы третьей степени. В 1985 году её наградили бронзовой медалью ВДНХ. На следующий год в Москву за золотой медалью ВДНХ ездила в составе группы: 32 человека от Новосибирской области. В поезде перезнакомились, сдружились, было весело, с шутками и песнями незаметно пролетели дни. Столько друг от друга услышали! А в Москве — и Выставка, и Кремль, и Красная площадь с Мавзолеем…

Двадцать лет техником по воспроизводству стада отработала в колхозе. Конечно, с мужем своё хозяйство держали: две-три коровы, несколько свиней, куры, гуси, индюки. Дети помогали. Мария Васильевна успевала выкраивать время и для общественной работы. Была в родительском комитете класса и школы, работала в контакте с семьями, с комиссией по делам несовершеннолетних. Пятнадцать лет пела в художественной самодеятельности, в фольклорной группе хора. Пошла на пенсию в 2002 году, а ей предложили руководить сельской ветеранской организацией. Каждого пенсионера посещала, каждый дом.

Смотрит в окно на любимое село, и голос дрогнул: «Благодарна судьбе, что завела она нас в Шипуново, стало село для меня родным. Здесь очень хорошие люди живут, ни о ком плохо не скажу. Дорога на город рядом, места отдыха красивые. Рыбалка, грибы, ягоды — собирай, не ленись. За усадьбами люди смотрят, цветы разводят. Живут, одним словом».

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ