Образование

Что помогает быть учителем, оставаться в школе?

Кратко

Педагоги Сузунской школы № 301 имени В. А. Левина говорят: «Иметь характер с положительными эмоциями»

Актриса театра драмы стала учителем. Светлана Васильевна Лукьянова работает в школе 38 лет, не расстаётся с аккордеоном, сценариями и спектаклями. Педагог-библиотекарь

Педагоги Сузунской школы № 301 имени В. А. Левина говорят: «Иметь характер с положительными эмоциями».

Всего в родной школе сегодня трудятся семнадцать её выпускников. Мы встретились с тремя, каждый из них выбрал профессию, не связанную с образованием. И всё-таки судьба их привела в школу.

Десятиклассницу Светлану Лукьянову одноклассники и ученики помладше запомнили с роскошной длинной косой. В тёмном форменном платье с белым воротничком она была очень хороша. Классный руководитель 10 «Б» Сталина Ивановна Колпакова умела влюблять в свой предмет, поэтому литература стала для Светланы не просто уроком. Умение охватить массу дел одновременно, а также музыкальное образование и увлечение школьной сценой привели Светлану к мысли, что из всех прекрасных занятий нужно выбрать театр. Поступила легко, училась с удовольствием. Она служила в театрах Томска и Майкопа.

Но судьба не всегда нам улыбается. На Чукотке с двумя детьми надо было на что-то решиться, и она пришла в школу. Работала музыкальным руководителем, состоялась как классный руководитель, её первый выпуск был именно на Чукотке. Потом, после возвращения в Сузун, были ещё два выпуска в школе № 1. Окончила библиотечный факультет института культуры. Нужно ли говорить, что во всех школах, где работала Светлана Васильевна, она увлекала детей театром: они чувствовали себя сценаристами, актёрами и помощниками главного режиссёра. Ведь и на работу библиотекаря или руководителя школьного музея актёрское образование не может не влиять, поэтому она ставит со своими учениками-экскурсоводами спектакли. Они побеждают на районных конкурсах.

К Светлане Лукьяновой – так повелось! – приходят на встречи одноклассников оба бывших десятых класса 1976 года: «А» и «Б». В десятом «А» учился Сергей Ковынев, классным руководителем был Анатолий Дмитриевич Филичев. Уроки физики Анатолий Дмитриевич умел разбавить шуткой, поэтому новый материал усваивался легко, задачи решались сами по себе, и никто не боялся лабораторных и контрольных. Особенно физикой увлекались мальчишки, из металлолома собирали мопеды, многие впоследствии жизнь связали с техникой.

«С 2013 года в нашем
районе стали преподавать
детям робототехнику. И мы
были первые», — уточняет
Сергей Викторович Ковынев. Это его 39-й День учителя

Бывший комсомольский вожак Сергей Ковынев после армии пришёл работать на железную дорогу. На работу в школу №301 его пригласила директор Клавдия Ивановна Пчелинцева. Нужен был не просто учитель труда, но и организатор, который смог бы сделать реконструкцию школьных мастерских. Без увольнения – школа-то была ведомственная – Сергея Викторовича первого апреля 1985 года перевели с железной дороги на должность учителя труда железнодорожной школы №301 станции Сузун. Конечно, заочно учился в педагогическом институте. «Реконструкцию провели, оборудование стало поступать. За четыре года мы получили всё, что надо для мастерских», — вспоминает Сергей Викторович.

А главное увлечение – робототехника – накрыло школу в 2013 году. С этого времени 301-я стала методическим центром для педагогов района по внедрению новинки в программу каждой школы. «Занятия в кружках построены таким образом, что дети доходят до всего сами. Сейчас нам хватает оборудования: четыре ноутбука и компьютер, тридцать программируемых наборов лего. Приходят те дети, кто мотивирован, они конкурируют друг с другом, соревнуются», — рассказывает педагог о кружке робототехники. А ещё мы посчитали педагогический стаж трёх поколений династии Ковыневых: получилось более ста лет!

Педагогический стаж Любови Борисовны Турочка – 39 лет. Сейчас её должность – старшая вожатая школы. Вот этот барабан напоминает и о её пионерском детстве

В один год, 1985-й, стала собирать под родную крышу взрослых выпускников директор Клавдия Ивановна Пчелинцева. Тогда же пригласила Любовь Борисовну Турочка, хотя та планировала трудиться в сфере культуры и получила специальности методиста и руководителя хорового коллектива. В школе не было музыкального работника, и нужно было организовать художественную самодеятельность. А Люба ещё ученицей отлично чувствовала себя на школьной сцене, могла увлечь подшефных октябрят интересными делами, была строгой ответственной на общешкольных дежурствах. Выполняла все поручения классного руководителя Варвары Георгиевны Замосковцевой.

Педагогом в 301-ю она пришла, как домой. Есть в школе традиции, которые возникли с её лёгкой руки, как классного руководителя, а потом заслужили одобрение всей школы. Например, к 22 июня смастерить бумажные кораблики, возложить цветы к Вечному огню у мемориала павшим в годы войны. После митинга ребята отпускают кораблики с моста в речку: и плывут они в память о тех бойцах, кто не вернулся в родной посёлок с войны. Сейчас старшая вожатая школы Любовь Борисовна –классный руководитель 9 «Б», это её четвёртый выпуск в родной школе.

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ