Чтобы дом стал лучшим уголком на всей Земле
Кратко
Сузунский проект победил во Всероссийском конкурсе лучших региональных практик в номинации «Благополучие семей с детьми»
Школьники Сузунского района отрабатывают навыки вождения и учатся резьбе по дереву. Они это делают на площадках, организованных специалистами районного центра социального обслуживания населения в рамках проекта по сопровождению семей. Подростки сами выбирают направление и осваивают курс под руководством педагогов-наставников.
Настоящий руль манит
Егор Гаан, ученик восьмого класса школы № 2, пришёл учиться автоделу. На занятиях по технологии «Зелёный свет» он познаёт теорию вождения и оттачивает навыки безопасной езды.
«Я хочу понять, как работает автомобиль, чтобы в будущем быть готовым пересесть за руль настоящей машины. На симуляторе я тренируюсь, смотрю, как правильно переключать коробку передач, когда это нужно делать. Программа здесь построена на том, что «боты» — автомобилисты – ведут себя непредсказуемо, никогда не знаешь, что они сделают «на дороге». Часто бывают аварийные ситуации, вместо оценок за пройденный этап тренажёр выставляет денежное наказание. Я на одном из занятий накатал тысяч на 200 штрафов, — улыбается Егор. – Самое сложное для меня – это суметь перестроиться с одной полосы на другую. Опыт получить, конечно, можно, но настоящую машину тренажёр не заменит».
На сайте комплексного центра социального обслуживания населения указано, что технология «Зелёный свет» направлена на повышение компетенций несовершеннолетних и их родителей по эксплуатации автомобильной техники, навыков вождения транспорта, а также, безопасного поведения в дорожно-транспортной среде. Занятия по модулю проходят с участием специалистов районного ДОСААФ. В результате у подростков есть возможность качественно подготовиться и успешно сдать экзамен по вождению.
Говорит заведующая отделением профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних Марьяна Гришина: «После обычных занятий мы даём школьникам часы для самоподготовки, чтобы ребёнок хорошо потренировался. Совместно с сотрудниками дорожно-патрульной службы проводим инструктаж. Они приходят, рассказывают ребятам, какие есть ошибки, как их не допустить, либо скорректировать. Ребята очень заинтересованы, как мальчики, так и девочки. Основная наша задача – это вовлечь несовершеннолетних в занятость, чтобы в свободное от учёбы время они посещали какие-то секции. Ну, и отвлечь их от родительской машины, чтобы не было соблазна сесть за настоящий руль. Так переключаем внимание, чтобы они здесь могли вдоволь накататься».
В настоящий момент по направлению «Зелёный свет» обучается девять школьников. Документы по итогам занятий модуля они не получают. Зато у них есть возможность подтянуть теорию: на компьютере установлена специальная программа, которая «примет» экзамен по вождению, а специалисты помогут сделать работу над ошибками.
Все рабочие зоны технологий оснащены необходимым оборудованием, инвентарём и материалами. Навыки по вождению несовершеннолетние отрабатывают на автотренажере для обучения водителей категории «В».
Сувениры своими руками
На лазерно-гравировальном станке школьники осваивают умение резьбы по дереву, а на термопрессе – учатся мастерству нанесения изображения на футболки, кружки, бейсболки. На занятиях по технологии «Сувениры своими руками» участники изготавливают магниты, брелоки, визитки, бижутерию и другие изделия из фанеры для последующей реализации – указано на сайте организации.
Зоя Храмцова, ученица пятого класса средней школы №1 смастерила своё первое изделие. Это салфетница в виде фигурки балерины, изготовленная на станке. Девочка вместе с преподавателем нашла эскиз изделия в интернете, нарисовала схему, рассчитала параметры будущего сувенира, внесла данные в компьютерную программу и запустила станок. «Это моё первое изделие, — делится впечатлением Зоя. – Очень красиво получилось. Я не так давно хожу сюда, но мне нравится то, чему учат специалисты. Здесь так много интересных вещей: фигурок, материалов, инструментов. Завораживает работа лазерного станка, особенно то, как он вырезает детали. Я такое оборудование еще ни разу не видела. Мечтаю о новых поделках. Хочется сделать подставку для кружки в виде бабочки».
На лазерно-гравировальном станке можно работать с разными материалами – оргстеклом, металлом, фанерой. Рассказывает педагог дополнительного образования Дома детского творчества Анастасия Хлебтунова: «Сейчас мы только осваиваем этот станок, пока учимся вырезать простые фигуры – квадрат, треугольник. Над салфетницей ещё тренируемся. На данный момент у нас немного картинок. В основном, они тематические – к 23 февраля и к Восьмому марта. Сейчас ко Дню Победы готовимся. Идеи черпаем из интернета, в будущем планируем сами рисовать эскизы. Задумок много – хочется сделать светильники интерьерные. Ребятишек много приходит, всем интересно посмотреть, как работает станок и самим выполнить изделие. Я им рассказываю, они слушают, смотрят с восторгом, глаза горят. Это то, что на языке педагогов называется «профориентационной работой». У ребёнка есть понимание того, что он сам сделал и потом ещё доработал изделие: ошкурил, покрасил, полакировал, либо цвет добавил. У него фантазия заработала, пошёл мыслительный процесс, ему хочется дальше мастерить».
Памятные броши для ветеранов
В данный момент у ребят по направлению «Сувениры своими руками» – насыщенные трудовые будни. Они уже приступили к подготовке к празднованию Дня Победы: мастерят памятные броши для ветеранов боевых действий локальных войн.
Рассказывает куратор площадки, специалист по социальной работе Людмила Толкачёва: «Мы делаем праздничные значки, которые наши волонтеры будут вручать ветеранам локальных войн и ветеранам труда ближе к Девятому мая. Это сувенир в виде медальона, прикрепленного к георгиевской ленточке. На само изделие мы поместим рисунки и эмблемы на тему Дня Победы. Также выполним надписи: «Бессмертный полк», «Спасибо деду за Победу».
Всего запланировано изготовить порядка 20 памятных сувениров – медальонов.
Пять лет и пять миллионов
Организовать своё дело и дополнительно поучиться семьям Сузунского района помогли специалисты районного центра социального обслуживания населения в рамках проекта «Комплексное сопровождение семей с использованием открытых инфраструктурных сервисов для обеспечения самозанятости и проявления социальной активности семей с детьми».
Проект победил во Всероссийском конкурсе лучших региональных практик в номинации «Благополучие семей с детьми». Всего же на федеральном уровне образцовыми признали девять программ в сфере детства из разных регионов страны. Рассказывает заместитель директора «Комплексного центра социального обслуживания населения» Сузунского района Алёна Дементьева: «В эту большую практику входит несколько социальных практик. Первыми у нас появились площадки для работы с семьями, воспитывающими детей, ограниченных по здоровью. Потом разработана программа, направленная на работу с детьми с девиантной формой поведения и их родителями. Затем создали модули для всех семей – «Зелёный свет», «Сувениры своими руками», «Компьютерный класс» и «Швейная мастерская». У нас есть планы пополнить эту практику ещё одной технологией. В следующем году мы хотим организовать комнату учебной полезной дневной занятости для детей-инвалидов подросткового возраста по подготовке к самостоятельной жизни. Там они смогут организовать свой досуг, по средствам прикладной деятельности, компьютерного и швейного оборудования».
Работу по поддержке определённых категорий семей с детьми авторы проекта ведут уже более пяти лет. За это время на эти цели они потратили более пяти миллионов грантовых средств и средства фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Екатерина ЖУКОВА