Гибкие
Кратко
В отремонтированном крыле поликлиники начали работу кабинеты фиброгастроскопии и колоноскопии
В отремонтированном крыле поликлиники начали работу кабинеты фиброгастроскопии и колоноскопии.
Процедуры проводят врач-эндоскопист Константин Костин, медицинские сёстры Светлана Петрова и Елена Блинова. Константин Владимирович эндоскопией занимается с 2002 года. Светлана Михайловна – опытный медработник, её привлекают для проведения колоноскопий и бронхоскопий. Елена Валерьевна – ответственный и перспективный специалист, в прошлом году она прошла обучение по эндоскопии.
Появилось оборудование – две эндоскопические стойки, каждая укомплектована гибким видеогастроскопом и видеоколоноскопом, а также видеорегистратором. Первые колоноскопии на новых аппаратах провели в середине марта. До прошлого года в Сузуне были только «аналоговые» фиброгастроскопы и фибробронхоскопы, с меньшими (по сравнению с новым оборудованием) возможностями. «Современное оборудование позволяют производить фото- и видеофиксацию, создать видеоархив исследований, необходимый для отслеживания динамики заболеваний, например, для оценки размеров новообразований в динамике», — объясняет Константин Владимирович.
Роман ИОСТ: «В нашей больнице можно диагностировать почти все заболевания»
За последние пять лет в хирургических стационарах на территории Новосибирской области отмечена негативная тенденция, связанная с увеличением доли пациентов хирургического профиля, госпитализированных в экстренном порядке после 24 часов от начала заболевания. Так, если в 2019 году процент поздней доставки в стационар больных с острой патологией органов брюшной полости составлял 34 %, в 2020 году — 39 %, то в 2022 году этот показатель вырос до 44 % от общего количества госпитализированных. Это обстоятельство существенно ухудшает прогноз в отношении течения и исхода заболеваний.
О последствиях позднего обращения за медицинской помощью, вреде самолечения и возможностях диагностики в нашем районе говорим с заместителем главного врача Сузунской центральной районной больницы Романом ИОСТОМ.
– Роман Николаевич, областная статистика о позднем обращении пациентов неутешительна. Ваше виденье ситуации?
– Важно каждому человеку понимать, что здоровье одно, он у себя один, а мир – не компьютерная игра. Нет двух жизней, второго шанса не будет. Если сейчас не заняться своим здоровьем, то, к сожалению, завтра может быть поздно.
Вопрос не только в хирургической патологии. Вообще, есть проблема – я бы назвал её катастрофической — с поздней обращаемостью.
Просто так не болит
– Почему люди не обращаются своевременно за помощью?
– Стоит признать, что мало врачам доверяют. Сломался кран – сантехника вызываем. А что делаем, когда заболеем? Сначала звоним друзьям, гуглим, советуемся в аптеке с фармацевтом. И только уже потом попадаем к врачу. Тут есть и наша недоработка: из-за большой загруженности не занимаемся санпросветработой в той мере, в которой надо бы.
Например, до сих пор люди уверены, что онкология – это приговор. А сегодня медицина настолько далеко шагнула вперёд, что мы умеем лечить всё. Самое главное, чтобы это всё было в незапущенной стадии.
Если раньше человек с четвёртой стадией онкологии редко проживал несколько месяцев, то сейчас эти пациенты живут пять лет и более. Есть и методики лечения, и препараты. И самое главное – они доступные, выделяются бесплатно. Тут уже человек должен для себя решить, что он будет лечиться. Насильно это сделать невозможно.
Травмы: очень важно время обращения. Допустим, человек упал и ударил руку. Перелом. Пациент не идёт в больницу, начинает заниматься самолечением: само пройдет, а вдруг там ушиб. Три дня спустя. Перелом без смещения, который можно было вылечить обычной гипсовой повязкой, превращаться в перелом со смещением (а это требует оперативного вмешательства). Сравните: гипс без вмешательства или операция (с рисками послеоперационных осложнений), плюс наркоз и всё равно — гипс!
Хирургические проблемы. Какой первый симптом аппендицита? Боль в области желудка. Потом она смещается. Все думают, что просто болит. Если человек обращается, его доктор осмотрит, может оставить в стационаре под наблюдением. Подошёл хирург через два-три часа. Точно есть! Взяли и прооперировали. В этом случае операция будет короче, меньше человек будет находиться в наркозе. Меньше вероятность, что появятся осложнения со стороны операционной раны, органов брюшной полости. А когда приезжает пациент через трое-четверо суток от начала заболевания, то, как правило, уже развивается деструктивный аппендицит. Тогда в 70 процентах случаев процесс заживления раны проходит с осложнениями. Возникают нагноения раны, абсцессы в брюшной полости, которые требуют дополнительных операций. И процесс выздоровления затягивается на многие месяцы.
Если в организме что-то болит, значит, есть патологический процесс. Просто так болеть не будет.
– Бывает же, что само прошло.
–Хорошо: в этот раз повезло, боль прошла, но причина осталась! Если в доме крыша прохудилась и дождик пошёл, вам на голову капает. Дождь закончился. Вы радостные, что крыша починилась? Ничего подобного! Крыша как была худая, так и осталась. И при следующем дожде может быть гораздо хуже. Так и с болью. Если не разобраться, то в следующий раз последствия могут быть фатальными.
Магнитные бури, съел что-то не то, с соседом поругался, жена борщ плохой приготовила… Мы ищем оправдания своему бездействию. Так нельзя.
В нашей больнице мы можем диагностировать 99 процентов заболеваний: появился томограф, эндоскопия расширилась (колоноскопия добавилась, фиброгастроскопия с видео есть).
К нам приезжали коллеги из других районов, они были весьма удивлены нашими возможностями диагностики.
Золотое время
– А что с лечением?
– Не скажу, с чем связано – с волной ковида или ещё чем – но инсультов стало очень много.
Есть временной промежуток от начала симптомов, когда человеку можно помочь, тогда инсульт пройдёт без последствий. Составляет он шесть часов. Важно, чтобы пациент обратился в течение этого времени, оно называется терапевтическим окном. Симптомы инсульта: внезапно появились слабость в руке или ноге, двоение в глазах, выпадение полей зрения, нарушилась речь.
Если человек обратился в течение шести часов от начала симптомов, проводят тромболизис – внутривенно дают препарат, который растворяет тромб. Что такое инсульт? Как правило, он ишемический – это закупорка сосудов, питающих головной мозг. Препарат, растворяющий тромбы, у нас в больнице есть. Им активно работаем и при инфарктах тоже.
Какая сейчас схема по инсультам? Если доктор заподозрил заболевание, пациенту сразу делают КТ. Томограф работает круглосуточно. Если подтвердили инсульт, делаем тромболизис. Если тромб растворился, значит, неврологическая симптоматика нивелировалась. Если не растворился, мы переправляем пациента в региональный сосудистый центр для хирургического вмешательства. В чём оно заключается? Через сосуд заходят специальным зондом, доходят до тромба под контролем рентгеновской навигации и удаляют его. После операции человек восстанавливается в течение суток.
А когда человек приходит через сутки, двое, трое после начала симптомов? Делаем КТ. И видим необратимые изменения в зоне, которая была ишемизирована. В этой ситуации, к сожалению, без последствий не обойдётся. Конечно, проводим тромболизис, медикаментозную терапию, но время упущено. Та часть мозга, которая не снабжалась кровью, уже омертвела. А последствия после инсульта очень тяжелы.
И вот вопрос. Кому в этом случае становится нужно всё – работа, картошка, корова – что мешало тут же обратиться к врачу?
Очень много сейчас сердечно-сосудистой патологии. Инсульты – лишь вершина
айсберга. Человек чувствует перебои в работе сердца. Почему не идёт к врачу? Когда аритмия перейдёт в постоянную форму, восстанавливать ритм уже никто не будет. Что такое аритмия? В большинстве случаев это образование внутрисердечных тромбов, которые дальше «летят» куда угодно. В головной мозг – приводят к инсульту. Могут попасть в сосуды, питающие кишечник: в 90 % случаев получается некроз всей кишки. Ситуация некурабельная – это значит, что человеку помочь невозможно.
Хирургическая патология. Есть у человека задержка стула и газов. Только пять процентов пациентов приезжают в первые сутки, пока не развился интоксикационный синдром, пока ещё нет перитонита. Обычно сидят трое-четверо суток дома, надеясь на слабительное. А есть такое понятие, как механическая кишечная непроходимость, она может быть вызвана заворотом кишечника или опухолью. Кстати, половина опухолей кишечника выявляется, когда пациент поступает с непроходимостью.
Представьте: пятница, поздний вечер. Приезжает 70-летний дедушка, у которого, кроме непроходимости, много других заболеваний. Три дня он не ел, почти не пил, у него была рвота. Потеря жидкости колоссальная. В такой ситуации послеоперационная летальность в три раза выше, чем при своевременном обращении. И нужно, чтобы подобного не происходило. Обычно эпизоды с непроходимостью возникают не резко. Чаще всего люди маются с нарушением стула в течение года или трёх, но не обращаются.
Пройдите диспансеризацию!
– Что, по Вашему мнению, должен делать разумный пациент?
— Сейчас есть такое мероприятие, которое называется диспансеризация. Почему бы на неё не сходить? Уже выделен отдельно кабинет. Это не те очереди, которых люди боятся. Пришли, в одном месте сделали ЭКГ, сдали кровь, заполнили анкету, получили направления.
Кстати, в рамках диспансеризации в текущем году выявлено уже четыре случая онкологии. Один из них – толстой кишки на первой стадии. Что это значит? Прооперировали и забыли. Человеку не надо будет дополнительно химиотерапию проходить. Причём, прооперируют его без выведения кишки на переднюю брюшную стенку. Этим и хороша плановая хирургия. При экстренном обращении такое невозможно.
Здесь важно вот что: если вдруг у кого-то обнаружили полипы в кишечнике или онкологию, то ближайшие родственники должны не полениться и пройти колоноскопию. У родных высока вероятность патологии.
Профилактика – это суть современной медицины. Не проходили диспансеризацию? Обязательно пройдите! По анализам можно многое узнать. Тот же сахар. Тяжёлое заболевание, если не диагностировано и не лечится. Важно выявить на ранней стадии. Назначат диету и, максимум, таблетированный препарат. И не будет страшных осложнений.
Атеросклероз, язвенная болезнь… многое сейчас успешно лечится, главное – вовремя выявить.
Анна РЫЖКОВА