Горячее

Годы испытаний и великого подвига

Кратко

Лидия ИСАКОВА, ребёнок войны, о том, как в тылу переживали эти страшные годы…

Почти восемь десятилетий прошло с тех пор, как отгремели последние залпы орудий, известившие мир об окончании самой кровопролитной войны. Думаю, что не было таких людей, кого война не коснулась бы.

Тяжелейшие страдания выпали на долю наших отцов, матерей, братьев и сестёр. Всё горе войны испытали и мы — дети. Не всем суждено было поучаствовать в военных действиях, но работа в тылу была не менее трудна и ответственна.

Я должна была пойти в первый класс начальной школы, когда началась война. Тогда многие говорили о быстром разгроме немецко-фашистских войск нашей армией, однако война затянулась на долгих четыре года. Как и по всей стране, в нашем районе на войну были призваны все военнообязанные: молодые юноши и девушки, закончившие школу в 1941 году. Были призваны и мой отец с сестрой. В те годы в посёлке не было радио и электричества, и жизнь усложнялась из-за этого.

Особенно тяжёлой была весна 1942 года, не хватало продовольственных запасов. Была введена карточная система. Выручало летнее время года, когда в лесу появлялись грибы, ягоды. Местная власть предпринимала меры помощи населению, нарезала земельные участки для посадки картофеля, овощей.

Мы, дети, помогали родителям, как могли: заготавливали на зиму топливо, носили на плечах сучья из леса, собирали ягоды, работали в огородах. Школы обеспечивали топливом не полностью, не было машин, взрослое население ушло на войну, поэтому мы, ученики, возили дрова для школы из леса на санках. Ребята старших классов и педагоги кололи их, чтобы отапливать здания зимой, также помогали колхозам в уборке хлеба и картофеля.

В годы войны в район прибыло большое количество людей из блокадного Ленинграда, Украины, Эстонии, Латвии, приехало много репрессированных немцев с Поволжья. Большую помощь этим людям оказывала районная власть. Их размещали, трудоустраивали, обеспечивали продуктами питания. Разумеется, сделать всё это было очень сложно. Я хорошо помню, с каким сочувствием относились к эвакуированным людям все сузунцы, в том числе и моя мама.

Многое из тех событий я смогла понять, лишь став взрослой и получив профессию врача. Например, то, что поистине героический подвиг совершила в годы войны небольшая группа медицинских работников. В район прибывали люди с очень тяжёлым состоянием здоровья. В связи с миграцией населения увеличилась инфекционная заболеваемость.

Несмотря на все тяготы военного времени, усилиями районной власти в 1943 году была проведена большая работа по установке радио и электрификации. Для каждой семьи было большим событием слушать сообщения о положении на фронте, пользоваться электрическим освещением.

Не могу не сказать и о том, как много внимания уделялось культурно-массовой и патриотической работе в трудовых и школьных коллективах. Было общее стремление принести пользу для фронта, для победы.

Во многие семьи приходили известия о гибели близких людей на фронте. Соседи и знакомые, родственники и учителя старались разделить это огромное горе, поддержать осиротевшие семьи. В 1944 году, в начале 1945 года, когда война была уже фактически проиграна фашистами, мы стали узнавать о зверствах захватчиков на оккупированной территории, об ужасах концлагерей. И это было наше общее горе, и наши общие слёзы о жертвах войны.

9 мая 1945 года в яркий солнечный день репродукторы разнесли весть о том, что великий подвиг нашего народа увенчался Победой.

Я тогда училась в четвёртом классе и хорошо помню, как это было: музыка на улицах, толпы людей, слёзы радости на их лицах. В середине лета 1945 года сузунцы встречали первых своих сыновей, вернувшихся с Победой.

Прошло много лет, мы, дети войны, стали взрослыми. Я окончила медицинский институт и вернулась работать в родной район.

В начале восьмидесятых годов мне с мужем довелось побывать в Германии. Мы посетили те места, о которых раньше слышали по радио и читали в газетах: здание рейхстага, на стенах которого видны росписи советских солдат, бункер, где находился Гитлер, Трептов парк и скульптура русского солдата со спасённым ребёнком на руках. И — встреча с Бухенвальдом. Это место позора Германии, место незаживающей боли всего человечества. Мы увидели газовые электрические печи, унёсшие жизни десятков тысяч узников. В одном из помещений — горы детской обуви и игрушек, изделия из человеческой кожи. Напоминает о погибших узниках аллея наций с флагами государств.

Мы — дети военного времени. Нашему поколению не дано забыть то, что пережито от горького трагического рассвета 22 июня 1941 года и до наполненного бурной радостью солнечного утра 1945.

О войне написаны горы книг, созданы тысячи прекрасных кинофильмов, кажется, всё сказано и о событиях, потрясших мир, и о людях, вынесших на своих плечах неимоверные тяготы лихолетья. Что это были за люди, как смогли они совершить этот поистине всенародный подвиг? Люди были как люди, они любили свою страну и ненавидели захватчиков, глумившихся над тем, что было свято. Прошло почти восемьдесят лет после окончания Великой Отечественной войны. Пройдут ещё десятилетия, но время не сотрёт из памяти народа того, что довелось пережить, не омрачит величие нашей Победы.

Лидия ИСАКОВА,
р.п. Сузун