Проекты редакции

Из тех, кто кормил страну

Если в поисковике набрать имя Елены Карловны Кашаутовой, сразу интернет выдаёт несколько ссылок. Ведь сибирячка — Заслуженный работник сельского хозяйства РФ. Указ о присвоении ей почётного звания 21 марта 2002 года подписал Президент РФ Владимир Путин.

Родилась она в 1946 году в селе Алексеевка Чулымского района Новосибирской области. Когда Лене исполнилось девять лет, семья переехала в деревню Малая Крутишка Сузунского района. «В семье росли три брата и пять сестёр. Дома по-немецки не говорили, но я немецкую речь понимала, слушала бабушек. И в школе всем переводила», — уточняет Елена Карловна. В колхозе начала работать рано, как и её ровесники. «Помогали старшим на сенокосе, на табаке, доили руками коров, аппаратов ещё не было», — вспоминает она своё детство.

Окончила семилетнюю школу. Учиться продолжила в Бердском сельскохозяйственном техникуме, получила специальность техник-овощевод. По распределению её направили в Сузунский район. Хотелось ей видеть Сибирь плодородным садом. Может, это пришло из рассказов старших о том ушедшем довоенном Поволжье, которое было с бахчами и цветущими яблонями, кто знает. «В Ключиках в то время был хороший сад: малина, смородина, несколько сортов ранета, — поясняет Елена Карловна выбор своего села. — Мне очень нравилось работать по профессии. Людям – подспорье, мне – радость от результатов нашего труда. Но руководству сад был не нужен, извели его. Вышла замуж, родились дети. Потом устроилась нянечкой в детский сад».

Дети подросли – где работать? Пришлось идти на ферму, коров доить – дело знакомое, тем более доили уже аппаратами, не руками. Дочь Оля любила бегать на ферму к маме, смотреть, как все работают. Вспоминает: «У доярок была тележка, чтобы подвозить корма. Так она их не устраивала. Брали женщины себе на плечи мешки с мукой, носили. А транспортёры появились позже». Таким был их труд, мягко говоря, не очень механизированный. На открытом грузовике ездили на летнюю дойку в Равенство. Летняя — продолжалась до «белых мух». «Снег летит, а мы – в резиновых сапогах. Горячей воды нальём, ноги погреем. Наступим на холодную землю – и замёрзли. И аппараты осенью отогревали горячей водой. Так что работали на пределе сил. Потом уже доярок стали возить на автобусе, да и на стойловое содержание бурёнок стали переводить в сентябре. В Ключиках много людей было, немаленькая деревня. Коров – пять дворов, свинарник большой», — рассказывает Елена Карловна.

Дочь Ольга Николаевна вспоминает, как в школе любимое домоводство заменили предметом «Трактора»: «Из всего курса помню про шестерню-паразитку. И как мы сдавали вождение по зимнему полю, а я съехала с круга и застряла в снегу. А потом девочек стали готовить для работы на ферме. Так что я – мастер машинного доения четвёртого класса».

Елену Кашаутову уважали за ответственное отношение к делу. Она старалась заработать побольше, 270-300 рублей была зарплата, столько и инженеры на заводах не получали. Если перевыполняли план, в конце года получали премию, тринадцатую зарплату, много раз её награждали грамотами, чествовали на праздниках. Но дома была вторая смена – поросята, корова, овцы, гуси, куры. И всё-таки эти годы она вспоминает, как самые счастливые: «Молодость, муж был жив, он умер в 44 года. Дети Оля и Коля радовали. И деньги, которые зарабатывали в колхозе, были дорогими. На них много чего можно было купить. А работали мы честно, недаром наш колхоз был передовым в районе и в области».

За честный труд, за передовые показатели, за пример для молодёжи – как жить на селе и любить свой край — постановлением Главного Комитета ВДНХ СССР от 29 апреля 1984 года Елену Кашаутову наградили бронзовой медалью ВДНХ СССР, а в мае 1984 года — почётным знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки». Есть в семейном архиве и награды регионального уровня.
Дома прохладно, после недавнего инсульта Елена Карловна передвигается в коляске. «Но дела идут на поправку», — это ободряет свою маму дочь, Ольга Николаевна работает в НИИТО младшей медсестрой по уходу.

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ