Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Для ребенка школа — это определенного рода стресс, так как он становится взрослым, а значит, не может только играть, отдыхать, и смотреть мультфильмы, а должен заниматься в школе, дома выполнять домашнее задание. Он — первоклассник, и ему предстоит в корне поменять свой привычный образ жизни.
Родители должны осознать всю ответственность этого момента и подготовить к нему ребенка. Если ребенок приходит в первый класс совершенно не подготовленный, то у него период адаптации к школе будет проходить дольше, чем у подготовленных детей. К тому же, он будет быстрее уставать, и работоспособность будет ниже. Иногда переживания ребенка могут сказаться и на его здоровье.
Когда и с чего начинать «предшкольную» подготовку?
Чтобы новый жизненный период не вызвал у малыша сильный стресс, его необходимо начинать готовить к школе в возрасте 5-6 лет. Это касается не только развития интеллектуальных навыков малыша (умение читать, писать, излагать свои мысли), но и умение общаться, договариваться, слушать учителя и выполнять определённые правила. Родителям необходимо объективно оценить знания и умения своего ребенка, чтобы успеть научить его некоторым навыкам до поступления в школу.
Сейчас требования к первоклашкам достаточно высоки, и идя в школу, ребенок много чего должен уметь делать.
Чему мы должны научить ребёнка, чтобы он пошёл в школу подготовленным?
Для начала важно выделить основные направления подготовки к школе:
первое — это обучение определенным навыкам, таким как чтение, счет или письмо;
второе — развитие общей способности учиться (например, подготовка руки к письму или развитие мышления);
третье — психологическая подготовка (формирование учебной мотивации, формирование позитивного образа школы и себя как школьника);
четвертое — подготовка здоровья ребенка к школе;
пятое — оборудование «рабочего» места для занятий.
Основные моменты, на которые следует обратить внимание родителей при подготовке ребенка, это:
— знание фамилии, имени и отчества свои и своих родителей, домашнего адреса, телефона;
— развитие общего кругозора, умение анализировать и классифицировать (беседы с ребенком «о жизни», о временах года, понимание разницы между дикими и домашними животными, фруктами и овощами);
— изучение звуков, букв и умение читать (хотя бы по слогам);
— счет цифр до 10 и обратно;
— изучение геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т. д.;
— обязательное развитие мелкой моторики (лепить из пластилина, рисовать, штриховать картинки в книжках-раскрасках, не заходя за контур). Именно во время рисования оба полушария активно работают, взаимодействуя друг с другом, что необходимо для развития речи и умения писать;
— тренировка памяти (заучивание стишков и песен, чтение книг и их обсуждение);
— развитие усидчивости и внимания (собирать конструкции из мелких деталей конструктора, вырезать и клеить аппликации);
— умение анализировать, классифицировать (что случилось сначала, что потом);
— понимать, что такое дисциплина;
— умение организовывать и планировать свои действия, самостоятельно выполнять домашнее задание.
Малыш, идя в школу, должен не просто уметь читать и писать, а уметь учиться, то есть воспринимать и запоминать новые знания, слушать учителя, уметь мыслить. Иногда психологические аспекты имеют большее значение, чем интеллектуальные навыки у ребенка. Детям трудно осознать и принять новые изменения, которые произошли в их жизни. Поэтому родителям необходимо уделить внимание психологической готовности малыша. Развить в ребенке желание учиться, любить сам процесс познания. «Научиться можно только тому, что любишь» — И.В. Гёте.
Давайте разберёмся в том, что включает в себя психологическая подготовка ребёнка к школе.
Для этого необходимо:
— развивать в детях познавательный интерес, мотивацию на получение новых знаний;
— прививать ребёнку правила поведения в обществе;
— развивать у малыша логическое мышление, способность анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать (проводить беседы с ребенком о прочитанной книге, просмотренном фильме, всегда отвечать на вопросы, когда ребенок вас спрашивает, а не отнекиваться);
— обучить ребенка навыкам самообслуживания (самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами, собирать рюкзак);
— вырабатывать у дошкольника способность преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;
— объясняйте детям то, как проходит обучение в школе, что такое уроки, как выполняются домашние задания, как следует общаться с учителем или одноклассниками.
Если дети готовы к школе психологически, им гораздо проще воспринимать новую обстановку, они быстрее вливаются в учёбу и начинают показывать первые успехи в обучении практически сразу.
Как можно проверить и подготовить здоровье ребенка к школе?
Для этого необходимо пройти профилактический осмотр в поликлинике по месту жительства. Профилактический осмотр ребенка, поступающего в школу, включает:
— осмотр специалистами: педиатром, неврологом, детским хирургом, детским ортопедом, детским стоматологом, офтальмологом, оториноларингологом, детским психиатром, акушером-гинекологом (для девочек), андрологом-урологом (для мальчиков);
— лабораторные исследования: анализ крови, анализ мочи, анализ уровня глюкозы;
— ультразвуковое исследование брюшной полости и почек, сердца, щитовидной железы, органов малого таза, эхокардиография.
Полученные в ходе осмотра данные педиатр вносит в медицинскую карту ребенка, которая является обязательной для поступления в школу. На основе результатов обследования и осмотров специалистами, педиатр определяет группу здоровья ребенка, медицинскую группу для занятия физической культурой и делает заключение о том, готов ли ребенок к школе.
Врач-педиатр также проверяет наличие у ребенка необходимых прививок. Если у ребенка нарушен график прививок по Национальному календарю, то необходима консультация вакцинолога для подбора индивидуальной схемы вакцинации перед школой. «Привитый» ребенок заболевает намного реже и болезнь у него протекает намного легче, и практически никогда не приводит к осложнениям.
И последний аспект, о чем хотелось напомнить родителям — школьные принадлежности и рабочее место будущего ученика. О школьных принадлежностях можно сказать – «Чем проще и удобнее, тем лучше». Не спешите закупать тетради в ярких обложках, они будут отвлекать внимание ребенка.
Особое внимание уделите выбору ранца. Размер ранца не должен быть шире плеч, вес ранца не должен превышать 10% от веса ребенка, в наполненном состоянии не более 15%. Иначе это может привести к нарушению осанки и искривлению позвоночника. Школьный ранец должен держать форму. Спинка ранца должна быть достаточно жесткой, а наличие карманов и отделений поможет ребенку организовать «рабочее пространство» и поддерживать порядок. Полезный и нужный элемент ранца – светоотражающие полоски для большей безопасности на дороге.
Как обустроить зону учебы для ученика первых классов так, чтобы ему было комфортно заниматься здесь уроками и главное — чтобы эти занятия не принесли вред его здоровью?
Требования к мебели для первоклассника
«Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики» (СанПиН 2.4.2.2821 — 10). У ребенка обязательно должны быть свои стол и стул.
Как определить правильные размеры стола и стула для первоклассника? Стул не должен быть слишком высоким: ноги ребенка, согнутые под прямым углом, должны касаться пола, в то время как его спина – спинки стула. Стул должен быть стационарный, а не на колесиках.
«В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм — 750 мм, 1300-1450 мм — 850 мм и 1450-1600 мм — 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15-17°» (СанПиН 2.4.2.2821 — 10).Столешница должна находиться примерно на уровне груди ребенка. Глубина рабочей поверхности должна составлять не менее 60-80 см, ширина – не более 90-120 см. Лучше всего, если мебель для первоклассника будет трансформироваться по мере роста ребенка, так как рабочая поверхность таких столов имеет несколько уровней наклона.
Освещение рабочего места должно быть левостороннее. Не рекомендуется совмещать лампы накаливания и лампы дневного света, что может сказаться на зрении вашего ребенка.
Итак, вооруженные всеми этими знаниями, мы надеемся, вам легче будет «осилить» дорогу к школе, привить своему малышу любовь к знаниям, а не отбить желание учиться. И еще хочется напомнить, что самое главное для первоклашки — не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке. Малыш должен знать, что о нем заботятся, его любят. Поэтому, не жалейте времени, а вкладывайте в своего кроху любовь и внимание. Все это поможет вам подготовить ребенка к школе.
Врач-методист Р.Р. КНЯЗЕВА
Об уникальных условиях контракта с Минобороны рассказали новосибирцам
С 1 марта 2025 года в России начнет действовать закон, по которому граждане смогут устанавливать…
В Сузунском районе состоялись публичные слушания, посвящённые вопросу преобразования муниципальных образований
18-24 ноября – неделя борьбы с антимикробной резистентностью
История о Валентине Ивановне Утешевой, которой в этом году исполнилось 90 лет
Анастасия Грекова, Арина Крымская и Елизавета Романова приняли участие в областной профильной смене "Мы граждане…