Здравоохранение

Как предотвратить игровую зависимость у детей

Игровая зависимость кажется безобидной, но она не менее опасна, чем наркотическая. Подобно наркотическим веществам, игровая зависимость влияет на поведение человека и приводит к серьезным последствиям для здоровья. О том, что делать, когда увлечение компьютерными играми переходит в зависимость, мы поговорили с главным наркологом Новосибирской области Ольгой Кормилиной.

«Выделяют химические и нехимические зависимости, – разъясняет главный нарколог. — К химическим зависимостям относятся как раз алкоголизм и наркомания, а к нехимическим – игромания, интернет-мания, шоппинг, любовная зависимость, сексуальная зависимость. Нехимических зависимостей очень много. Их основное отличие в том, что они более социально приемлемые, социально одобряемые. В этом случае не сразу можно определить степень зависимости человека от нехимического агента».

Кроме воздействия на психику, химические вещества имеют токсический эффект и влияют на все органы и системы организма. Поэтому часто к зависимости присоединяются соматические расстройства, возникающие в результате злоупотребления алкоголем или употребления наркотиков.

Стадии формирования зависимостей всех типов одинаковые: в основе лежит желание уйти от реальности. Далее у человека формируется психологическая зависимость от аддиктивного агента – алкоголя, наркотика, игровой реальности и т.д. Еще одно отличие игровой зависимости – более длительный срок ее формирования.

«Если говорить про игровую зависимость, то сейчас чаще всего это именно интернет-зависимость, а не азартные игры, не казино, что было в двухтысячных годах, а именно интернет-зависимости, – подчеркивает Ольга Кормилина. — Сейчас такая тенденция не зависит от возраста, то есть в наш диспансер с игровой зависимостью попадают и дети, и взрослые. Сейчас больше запросов приходит от родителей несовершеннолетних детей, то есть дети больше подвержены игромании, чем взрослые».

Понять, что увлечение компьютерными играми перешло в стадию зависимости, можно по нескольким признакам. Врач говорит, что в состоянии зависимости ребенок проводит за компьютером большую часть светового дня, и компьютер используется именно для игры. Ребенок забывает поесть, ребенок забывает о гигиене, не хочет учиться, ему неинтересна школа. После школы ребенок бежит к компьютеру, чтобы поиграть, мало использует компьютер для какой-то познавательной или проектной деятельности. У него падает настроение, если отключили интернет и нет возможности поиграть на телефоне, начинаются капризы, недовольство, могут возникать конфликты.

Нарколог отмечает:

«Любая зависимость, в том числе игровая, определяется за счет того, что большую часть времени человек, несовершеннолетний или взрослый, тратит именно на взаимодействие с этим аддиктивным агентом. Сейчас чаще всего это игры».

Влияние компьютерных игр на психику может быть разным, в том числе – деструктивным. Это зависит от структуры личности человека, его характера, внутренних психологических проблем. Человек с возбудимой психопатией, по словам врача, не захочет играть добрых хороших персонажей, кому-то помогать. Он захочет играть агрессивных персонажей, убивать, и в этом случае его поведение станет более агрессивным, а четкое безусловное понимание, что убивать нельзя, пропадет.

Подростки, которые мало общаются, у которых есть проблемы с коммуникациями и у которых много негативных чувств по отношению к сверстникам, часто становятся игроманами. Подросток, который не может наладить контакт со сверстниками, часто уходит в виртуальный мир, где у него есть круг общения. Но социализация, по словам Ольги Кормилиной, не может происходить виртуально, поскольку у людей социализация априори идет только при живом взаимодействии:

«Понимаете, при живом общении ребенок учится понимать других людей, понимать их чувства, их поступки и действия. Вы же не с фотографией разговариваете, а с человеком. И в процессе жизни мы учимся понимать людей, у нас возникает эмпатия к ним. В играх в основном все шаблонное – от одной игры к другой. Там может быть другой сюжет, но реакции у персонажей практически одни и те же. Сейчас у многих молодых людей есть проблема – они не понимают собеседника, не понимают его эмоции, жесты, выражения, мимику. У них нет представления о способах выражения человеком мыслей, о поступках, мышлении, речи».

У ребенка обязательно должны присутствовать познавательные игры, в которых развивается любознательность, развиваются логика и мышление. Но такие игры часто требуют напряжения, а потому подростки чаще всего выбирают игры другого характера, в которых можно развлечься, отдохнуть и сбросить стресс. При неправильном отношении родителей у ребенка может развиться игровая зависимость.

«Нельзя у ребенка просто отнять компьютер, сказать: «Я все отключила и больше ни-ни, пока ты пятерку по географии не получишь«,  – говорит главный нарколог Новосибирской области Ольга Кормилина. — Здесь нужно управлять временем. Компьютер у нас теперь будет всю жизнь, мы его не выкинем из жизни, это наш инструмент, и ребенка нужно учить именно управлению временем. Когда ребенок маленький, то 5-10-15 минут – максимальное время игры. Поставили будильник, чтобы он зазвенел через какое-то время, и говорите:  «Я тебе разрешаю только 15 минут играть, а когда зазвенит будильник – ты мне должен помочь по дому, сделать зарядку или садиться за уроки». И лучше до трех лет вообще не давать детям никаких гаджетов».

Только управление временем за компьютером не даст сформироваться зависимости. Физиологически маленький ребенок устает уже через 15 минут, более старший — через 30, еще старше — через 40 минут. И режим использования гаджетов сформирует понимание, что пора встать из-за компьютера и что-то сделать. Переключить внимание ребенка с компьютерных игр на другие занятия очень легко до 11-12 лет. В более старшем возрасте, если этот навык упущен, могут возникать сложности.

Родители должны понимать, что длительное сидение за компьютером рано или поздно сформирует зависимость у детей. Если игромания ребенка вышла из-под контроля, необходимо обращаться за консультацией к профессионалам. Можно обратиться в областной наркологический диспансер, на Планировочную, 3/1. Дети с игровой зависимостью на учет не ставятся. Специалисты центра проведут консультацию и подберут психотерапевтические и психокоррекционные мероприятия для зависимого ребенка.

По материалам Министерства здравоохранения Новосибирской области

admin

Recent Posts

Подведены итоги конкурса «Мамино хобби»

В преддверии международного праздника Дня матери редакция газеты «Новая жизнь» провела конкурс среди наших читателей…

4 часа ago

Они поют народные песни

За октябрь заковряжинские женщины-активисты сплели семнадцать маскировочных сетей

5 часов ago

Дары и дарители

В ноябре 2024 года Сузунскому краеведческому музею исполнилось 57 лет

9 часов ago

Сотрудники полиции предупреждают об участившихся случаях «взлома» учетных записей на портале Госуслуг

Отдел МВД России по Сузунскому району предупреждает граждан об участившихся случаях мошенничества, связанных со взломом…

11 часов ago

Участник гуманитарного конвоя

Татьяне Бандяевой вручили медаль «Участник гуманитарного конвоя» за её активную волонтёрскую деятельность

13 часов ago