Капитан и другие аферисты
Кратко
О новых формах мошенничества сообщают наши читатели
мошенничество в цифровой среде
- Жителей Новосибирска предупредили о мошенничестве с продажей билетов
- Не дайте себя обмануть: рассказываем, как работают мошенники при покупке и продаже товаров в интернете
- Как быстро распознать мошенника. Инфографика
- Юристы филиала Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде по СФО помогают пострадавшим от мошенников гражданам восстановить права и получить компенсацию морального вреда
- Опасные ловушки в интернете: как избежать кибермошеников
Когда мы читаем или слышим чей-то рассказ, как телефонные аферисты умело выуживают деньги с банковских карт, счетов, да хоть из трёхлитровой банки! – одни пожимают плечами: не отвечайте на незнакомый номер, другие сообщают про отсутствие у них накоплений, третьи просто уверены, что уж с ними этот номер не пройдёт. Правда?
Три недавних случая. Изменены только имена реальных участников событий.
Валерий работает кочегаром котельной, дочь учится платно в вузе. В семье нет накоплений. Позвонивший отцу точно назвал имена членов семьи, представился следователем. Попросил о помощи: поймать с поличным мошенников, которые грабят студентов, списывая с карт деньги. Нужно было всего-то взять в банке кредит и «отдать преступнику, которого тут же арестуют». Попросили не отключать связь. «Следователь» по телефону комментировал, где идёт Валерий, как он подходит к банку. Удивительно, но в банке с кочегара котельной не потребовали справку о доходах, просто выдали миллион рублей. Деньги Валерий забрал наличными и передал гражданину в указанном автомобиле. С этой минуты работник котельной стал должником банка, хотя потом настоящие сотрудники полиции пытались объяснить службе безопасности финансового учреждения криминальную сторону этого кредита. Итог: отец работает на кредит, дочь оставила учёбу (нечем платить) и пытается трудоустроиться, мать кормит всю семью.
Хирургу Зое Викторовне пришло сообщение на телефон от главного врача, что к ней обратятся из полиции. Номер телефона был другим, но фото – точно главного врача, который и просил настоятельно помочь правоохранителям. Она не стала перезванивать своему руководителю, пообщалась с «полицией» и отправилась в банк. Попросила выдать наличными её накопления. На вопрос сотрудника: «Зоя Викторовна, зачем вы снимаете все деньги?», — ответила резко, мол, не ваше дело. Сложила деньги в сумку, приехала в соседний райцентр и отдала сумку в указанную мошенниками машину на автовокзале. Спросила при этом: «Как я буду добираться домой?», ей ответили: «Это ваше дело, мы проводим операцию. Мы позвоним». На такси уехала домой. Никто ей не позвонил, тогда она позвонила взрослому сыну, потом — главному врачу… Итог: два миллиона потеряны, все жалеют хирурга Зою Викторовну.
Июль. Лариса была уже в отпуске, когда пришло ТГ-сообщение от руководителя учреждения: «Лариса Борисовна, сейчас в течение часа с Вами свяжется Сергей Геннадьевич, его фамилия – Скороходов. Ответьте на его вопросы чётко, корректно». Что за Сергей Геннадьевич? «Сотрудник ФСБ. Я на всех наших работников подала характеристики, была у них на собеседовании. По какому-то поводу проверяют наше предприятие». Зазвонил телефон, на табло высветилось вместо номера: Скороходов С.Г. «Капитан ФСБ» просил ответить то на один, то на другой вопрос, то опять возвращался к первому, долго и тягомотно вёл пустой разговор, спрашивал про события в Украине… Неожиданно сообщил, что с банковского счёта Ларисы вчера попытались перевести деньги в Украину. «Из какого банка? Почему вы обращаетесь ко мне, а не в службу безопасности банка?», — ни на один вопрос внятного ответа она не получила. А «капитан ФСБ» намекнул про арест и что надо поговорить с человеком из финмониторинга. Попросили не отключать связь. Липовый финансист рассказал об ответственности за «предательство», сказал, что надо придумать «кодовое слово» и называть его всякий раз, отвечая на его вопросы. Услышав о «кодовом слове», Лариса прервала разговор и позвонила руководителю: отправляла ли та ТГ-сообщение? Конечно, нет! Как и в случае с хирургом, была фотография-аватарка руководителя и правильно указанное имя. Только аферисты были не так опытны, и на сей раз остались без денег.
Как поясняют сотрудники полиции подобные случаи? Возможно, мошенники купили где-то базы работников учреждений. Создают фейковый аккаунт руководителя и начинают от его имени рассылать сотрудникам требования пообщаться с «представителем силовых структур». А уже «силовик» убеждает клиента (вас, меня, его…) загрузить шпионскую программу на телефон или сказать код от госуслуг. Потом воруют деньги из банковских приложений или кредиты берут на «жертву». Не ведитесь! Всегда подтверждайте любые запросы встречным звонком на известный номер и воспринимайте всё критично. Предупредите коллег, знакомых и родственников.
Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ