Здравоохранение

Комплексы родом из детства

Детские обиды и детские страхи, честолюбивые, тревожные, несдержанные родители… Ошибки в воспитании совершаются не по злому умыслу, а по незнанию и недостатку опыта. Это только кажется, что действия родителей «всегда во благо», а у детей с возрастом «всё забывается». На самом деле, детские обиды и детские страхи перерастают в комплексы, которые часто сопровождают человека всю жизнь и влияют на отношения с другими людьми.

По мнению детских психологов, никакой другой социальный институт не может дать так много для формирования основ личности и нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Будущий характер и поведение детей во многом зависит от типа семейных отношений и от стиля воспитания. При неправильном воспитании ребенка в семье к подростковому возрасту формируются специфические изменения характера с ярко выраженными отдельными чертами. Примером негармоничного развития личности могут служить известные герои мультфильмов. Например, педантичный, необщительный, зацикленный на здоровье ослик Иа-Иа и готовый «с кукольной жизнью расстаться» пессимист Пьеро; как противоположность — чересчур активный, неорганизованный, некритичный по отношению к себе Винни-Пух и склонная к перепадам настроения, недисциплинированная, не выполняющая своих обещаний Маша из мультфильма «Маша и медведь». 

Стиль воспитания – это установки и поведение родителей по отношению к детям. В каждой семье складывается определенная система воспитания.

При авторитарном стиле воспитания — «стиль подавления» — родители контролируют все сферы жизни ребенка, не учитывая его интересы и потребности. Ребенок должен подчиняться приказам и соблюдать запреты, иначе будет сурово наказан. Все решения принимают родители, считая, что они знают «как лучше». У детей развивается враждебность, агрессивность к окружающему миру, неуверенность в себе, заниженная самооценка, недоверие к людям, трудности в общении.

Стиль опеки — это «контроль над всей жизнью» со стремлением родителей обеспечить все потребности ребенка, оградить от трудностей и забот, взяв их на себя. Ребенок — «кумир в семье», где выполняют все его прихоти, награждают и хвалят даже за мелкие достижения, уступают ребенку во всем. В результате такого стиля воспитания вырастают несамостоятельные, пассивные, эгоистичные люди с несформированной личностью, сложно адаптирующиеся в коллективе и обществе, не терпящие порицания и критики.

Либеральныйэто «стиль невмешательства», детямпредоставляется полная свобода без запретов и ограничений, по принципу «вырастут — всё сами поймут». Взрослые не интересуются проблемами ребенка, безразличны к его делам и чувствам, общение в семье формальное, без душевной близости. Контроль практически отсутствует, как и четкие требования. Ребенок чувствует себя ненужным, не умеет справиться с проблемами и часто конфликтует. В результате вырастает неуверенным в себе, не способным брать на себя ответственность и воспринимать желания и требования окружающих, не признаёт рамок и условностей.

Демократический — «стиль сотрудничества»предполагает теплые, доверительные отношения в семье, эмоциональную близость всех ее членов. Родители ориентируются на возможности, потребности и интересы ребенка, понимают его проблемы и принимают его позицию, адекватно относятся к происходящему. Поощряя инициативу и самостоятельность, стараются сформировать у ребенка уверенность в себе, научить принимать решения и нести ответственность. Используя свои родительские права в воспитании, требуют выполнения обязанностей и адекватно контролируют детей, не ущемляя их прав. Дети имеют адекватную самооценку, открыты и дружелюбны, инициативны, решительны и ответственны.

Таким образом, в детско-родительских отношениях для формирования здоровой личности оптимальным является демократический стиль воспитания. Не существует «хороших» и «плохих» детей, в характере каждого имеются как положительные, так и отрицательные черты.Задача родителей — привить ребенку в процессе воспитания основные нравственные черты (такие, как честность, порядочность, внимание к окружающим и пр.), и развивать волевые качества (настойчивость, решительность, стремление к успеху).

В детско-родительских отношениях непросто найти «золотую середину», нужно осознать свои ошибки и скорректировать стиль семейного воспитания.

Как избежать «педагогических промахов» и «родительских ловушек»?

Самое главное — это согласованность в воспитании.Если каждый родитель (или бабушки и дедушки) придерживается разных стилей воспитания, то к ребенку предъявляются противоречивые, взаимоисключающие требования. Противоречия в позициях взрослых приводят к психологическому стрессу, неуверенности в себе и проблемам в поведении, так как ребенок не может понять, что правильно, а что нет.

Нельзя обсуждать спорные вопросы воспитания в присутствии ребенка. Ребенок начнёт манипулировать родителями, приспосабливать свое поведение к каждому из них, добиваясь выгод в свою пользу. Кроме того, любые конфликты в семье — это психотравмирующая ситуация для ребенка. 

Требовать от ребенка «соответствия ожиданиям». Ребенок пришёл в мир уникальной личностью со своими способностями и особенностями. Избегайте сравнения ребенка с кем-либо, в том числе с братьями или сестрами, не навязывайте примеры для подражания, наоборот, учите быть самим собой, ориентируя на самосовершенствование («завтра ты справишься лучше, чем сегодня»).

Кричать, упрекать и наказывать за непослушание, запрещать. Подходите к воспитанию ответственно – всегда придерживайтесь установленных в семье правил и требований, не противоречьте сами себе. Вместо безоговорочного «нельзя» лучше сказать ребенку «не надо» и объяснить, почему именно.

Настаивать на своем, не оставляя ребенку права голоса. Уважайте право ребенка на собственное мнение. Отношения строятся не по вертикали, а по горизонтали. Спросите, почему он думает именно так, выясните мотивы и примите совместное решение.

Навешивать «ярлыки». Не делайте глобальных выводов из сиюминутных ситуаций. Назвав ребенка «непослушным», вы провоцируете его продемонстрировать вам и окружающим, каким непослушным он может быть. Помните, мнение родителей влияет на личностное развитие, самооценку, и поведение ребенка.

Чувствовать вину за недостаток общения с ребенком. Чувство вины разрушает психику. Не сравнивайте себя с другими, сосредоточьтесь на вашей семье. Пересмотрите ваши ценности. Возможно, стоит отказаться от работы допоздна и проводить больше времени с ребенком?

Пересмотрите свои взгляды, если ваш стиль на семейное воспитание далек от «стиля сотрудничества»:

-Принимайте ребенка таким, какой он есть;

-Используйте в воспитании собственный пример;

-Поддерживайте дружеские отношения с детьми, уважайте их интересы, желания и увлечения;

-Хвалите детей, поощряйте инициативу и самостоятельность;

-Разумно используйте свои родительские права: вместо жесткого контроля и приказов — последовательность в воспитании и доверительные отношения;

— Никогда не применяйте физическое наказание.

А самое главное — любите своих детей и говорите им, что вы их любите!

Врач-методист И.М. КОЧНЕВА

admin

Recent Posts

Экстренное предупреждение о возможных пожарах

С 20 по 26 мая 2025 года в Сузунском районе сохранится высокий класс пожарной опасности…

16 часов ago

278 пунктов проведения экзаменов и 13 тысяч сотрудников: Новосибирская область готова к проведению государственной итоговой аттестации в 2025 году

Вопросы подготовки к ГИА в 2025 году рассмотрели в ходе оперативного совещания в Правительстве региона

17 часов ago

Итоги недели пожаров в Сузуне

Причины возникновения всех четырёх случаев находятся сейчас в стадии выяснения специалистами

18 часов ago

«Ночь музеев» погрузила Сузун в прошлое

В Сузунском музее акция «Ночь музеев» прошла 17 мая

19 часов ago

Семейная маёвка

Клуб "МАМОЧКИ" из с. Бобровка открыл сезон семейной маёвки

20 часов ago

Земля, пропитанная трудом

ООО «Болтовское» приступили к весенней подготовке почвы

22 часа ago