Культура и спорт

Мечта капитана

Кратко

«Лошадей люблю с детства. Я готов был со старшим братом и отцом пасти коров, лишь бы дали прокатиться на коне», — говорит Евгений Дурдин, капитан болтовской команды

«Лошадей люблю с детства. Я готов был со
старшим братом и отцом пасти коров, лишь бы дали прокатиться на коне», —
говорит Евгений Дурдин, капитан болтовской команды.

Эта команда уже не первый год на
конно-спортивном празднике выигрывает приз Губернатора: автомобиль УАЗ
достаётся ООО «Болтовское». Сегодня в команде, кроме капитана и его сына
Николая, Андрей Сидоров, Виктор Кейс, Владимир Акимов, Александр Наумкин.
А накануне скачек мы побывали у Евгения Дурдина. Рассказывает, что в
восемнадцать лет купил жеребёнка Грома, сам готовил к выездке. В 2009 году
впервые участвовал в соревнованиях (от частника). С Громом выходил на старт: за
сельхозпредприятие. Были в Болтово и местные состязания, конники всегда
привлекают внимание. «Это был праздник для села, посоревноваться приезжали
наездники и из других мест», — делится Евгений Михайлович.
Конечно, тренером-наездником он стал не сразу. Когда в 2010 году в Болтово
стали строить конюшню, помогал и на стройке, и под руководством Сергея
Николаевича Буркова набирался опыта. «У него огромный опыт, я ему очень
благодарен. Сергей Николаевич — тренер, учился в Хреновском заводе», — уточняет
Евгений Михайлович про крупнейший в мире конезавод по разведению орловского
рысака.

С 2016 года Евгений Михайлович стал капитаном
команды. Самое сложное перед скачками — собрать тройки. Не каждый рысак захочет
идти в упряжке с двумя другими, а это надо учитывать. Характеры разные у
лошадей, как и у людей. Один лидер, другой — ведомый, третий отлично себя
покажет в команде. «Люблю двухлеток, сам воспитываю, нравится самому проехать и
порадоваться результатам. Буду участвовать в капитанском заезде. На скачки
выйдут семнадцать наших коней, часть — за ЗАО «Шарчинское». Коней готовим на
совесть, им бы поучаствовать ещё, побегать за призами. А получается только
выехать в Сузун и Черепаново. Черепановцы, все гости соревнований в прошлом
году оценили нашего Трона. В соседнем районе он стал победителем, обойдя их
рекордистов и призёров. Наша родня была на небе от счастья! Трона купили в
Кемерово, а родился он в Самарском конном заводе. Теперь от него растут
жеребята в Болтово, и нынче его дети родились. Ему девять лет. Двенадцатого
июня он будет участвовать в двух забегах: капитанском и рысь под седлом», — что
на Троне поедет Коля Дурдин, капитан говорит с улыбкой и гордостью: растёт
смена. Зрители увидят Колю Дурдина и на соревновании качалок, в этом виде сын
капитана участвует впервые.

«Растёт на конюшне, не оторвать его от лошадей»,
— пытается быть строгой мама троих детей Наталья Дурдина, когда говорит о Коле.
У неё не получается быть строгой: как она переживает за своих мужчин! На
соревнованиях самые яростные болельщики — конники и их родственники. А Коля, с семи
лет бегавший к отцу на конюшню, был счастлив, если доверяли зачистить лошадь
щёткой от грязи, а уж проехать — полный восторг! И вот исполнилось шестнадцать,
в руках аттестат, нужно выбирать место, где учиться дальше. Пока он на
распутье.

А мы опять говорим про коней, они волнуются,
тянут шеи из вольеров, смотрят с любопытством. По табличкам и с помощью Евгения
Михайловича понимаем, что не случайны имена лошадей: совпадают первые буквы
имён матери и её жеребёнка, обязательно в его имени будет звучать и первая
буква имени отца. Например, русский рысак Чуткий рождён от Чусовой и Трона,
гнедой Карнавал — от Кармен и Раската. Кстати, Кармен, Чусовая и Заветная были
куплены для обновления табуна, выступали и теперь дают отличное потомство.

Какая мечта есть у капитана? Поучаствовать в
Большом Сибирском круге, соревнованиях, зародившихся в Абакане в 2007 году,
проходящих в Красноярске, Барнауле, Новосибирске, Омске. В Барнаул Евгений и
Коля Дурдины в этом году поедут как зрители, на Масленицу они смотрели заезды в
Белокурихе. Приехали счастливые, несмотря на ночную буранную дорогу. А хочется
Евгению Дурдину своих лошадок, которых сам вырастил, испытать на категории на
ипподроме. Дорогое это дело — коневодство. И рацион особый у рысаков: сухое
молоко, сахар, мёд, мюсли и только десять процентов приходится на сено и овёс.
Нужны крытые машины-многотонники для перевоза скакунов. И, наверное,
вступительные взносы для участия… И всё-таки пусть сбудется мечта капитана!


Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ