Проекты редакции

Медаль за целину

Кратко

«Как так получилось, что мужу медаль за целину не дали, а мне — дали?» — к этому вопросу Ирена Фридриховна Еде ещё не раз вернётся в разговоре

«Как так получилось, что мужу медаль за целину не дали, а мне — дали?» — к этому вопросу Ирена Фридриховна Еде ещё не раз вернётся в разговоре.

Мы в Ключиках. В этом селе не случайно много немецких имён и фамилий. Память о депортации 1941 года никуда не ушла, она живёт в поколениях. У приехавших с Поволжья, из Ленинграда или из Украины немцев переписывали данные паспортов, меняя имена на русско-звучащие. Так Ирена становилась Ириной, Фридриховна – Фёдоровной. Им трудно было к такому привыкнуть. И в удостоверениях к её наградам тоже по-разному записаны имя и отчество. И до сих пор ей, почти девяностолетней женщине, не понять, почему не наградили её мужа Давыда Хрестьяновича.

«Поднимать целину он уехал первым со своим трактором, а вернулся последним, снег уже пролетал, — рассказывает Ирена Фридриховна. – Где-то там, на полевом стане они и жили, механизаторы, прицепщики и повариха. Распахивали землю, сеяли, и урожай на целине получился отличный. А нам в Равенство привозили машинами их зерно. Мы, четыре женщины, работали на веялке. Муж тоже очищал зерно перед хлебосдачей. Часть зерна тогда оставили колхозу, а остальное сдали государству. Зерно было отличное, крупное. Такой пшеницы и нет сейчас, наверно». Она показывает удостоверение: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1956 года Ироина Федоровна Еде награждена медалью «За освоение целинных земель».

А 1941 год, как их отправили из родного дома в селе Орловском Карлмарксштадского района Саратовской области, как они ехали всей семьёй в Сибирь, она почти не помнит. Какая-то большая рыжая собака долго бежала за телегой… В Искре их семью с четырьмя детьми подселили в пятистенник, хозяева освободили горницу приезжим, сами остались в кухне с русской печью. Ни слова упрёка или недовольства, нет, на стол – картошку из чугунка и пироги с морковью: угощайтесь. Папу через два дня забрали в Трудармию. Сибирский октябрь на дворе. Ни картошки, ни зерна в запасе, ничего. Как-то пришлось выживать маме и четверым детям и в войну, и после.

Юбилейные медали за Победу в Великой Отечественной войне – это награда Ирены Фридриховны за труд в тылу. Дети на каникулах помогали колхозу: как подойдёт трава – с граблями на сенокосе, ухаживали за табаком, занимались любой сезонной работой. Куда-то поехать учиться было нельзя. Её «университеты» были здесь. «Трудилась везде – куда пошлют, — поясняет Ирена Фридриховна. – Доярок подменяла. Дрова пилили, кололи, складывали. Помню эту поленницу: метр высотой, шесть метров длиной – такая норма в день. Трудодни захватила, денег не давали, только палочки ставили. Свекровь оставалась с детьми. Альвина, Мария и Александр – отличные дети у меня!».

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ