Земляки

Михаил ЩУКИН: «Корова не доена, а они сидят и книжки читают»

Кратко

Фрагменты интервью на радио «Городская волна» (101,4 FM) в программе «Вечерний разговор о жизни замечательных новосибирцев» 9 июня 2018 года

Этот выпуск журнала «Сибирские огни» был посвящён истории Сузунского медеплавильного завода. В апреле 2020 года Михаил Щукин приехал в Сузун с презентацией журнала. Он признался, что давно вынашивал эту идею, на протяжении долгого времени собирал исторические сведения о заводе из разных источников

Фрагменты интервью на радио «Городская волна» (101,4 FM) в программе «Вечерний разговор о жизни замечательных новосибирцев» 9 июня 2018 года.

— Михаил Николаевич, как появилась на свет Ваша первая книга?
— Я работал в районной газете – молодой начинающий журналист – на своей родине, в рабочем посёлке Сузун. Только-только отслужил в армии. Работал с удовольствием и писал рассказы в свободное от работы время. И вот их накопилось довольно большое количество. Я, недолго думая, всё это запаковал и отправил не в Новосибирск, а сразу в Москву, в издательство «Молодая гвардия». И был удивлен несказанно, когда из «Молодой гвардии» пришёл ответ.

Моя рукопись попала к Сергею Антонову, известному советскому писателю. Все, наверное, помнят фильм «Дело было в Пенькове», он снят по его рассказу. И вот моя рукопись попала к нему. Сергей Антонов её как-то выделил и написал благожелательную рецензию. И в это же время возобновили журнал «Литературная учёба». В первом номере с разбором Сергея Антонова были опубликованы и мои первые рассказы.

Затем состоялось седьмое всесоюзное совещание молодых писателей, куда меня пригласили в 1980 году. Вышла моя первая книжка в Москве в том же издательстве «Молодая гвардия». Она называлась «Посидели, поговорили». Это были рассказы о сельской жизни, рассказы, во многом ещё ученические. Но люди, которые рецензировали, которые принимали решения, они что-то в них увидели.

Я хорошо помню свои ощущения, когда я пришел на почту в рабочем посёлке Сузун, получил эту бандероль. Разорвал её тут же, вытащил эту книжку. Размером она была чуть толще, чем паспорт, да тем более ещё и с портретом. Но это меня нисколько не огорчило. Выйдя с почты на улице Ленина, я несколько раз подпрыгнул и что-то крикнул. Теперь уже ввиду того, что тяжеловат – не подпрыгиваю. Но это ощущение радости остаётся. Думаю, что, в какой-то степени я — счастливый человек. Потому что всю жизнь занимаюсь тем, что мне нравится.

Мне было 26 лет.

— Как вы считаете, писателями становятся или рождаются? Талант или упорный труд?
— Знаете, тут можно ссылаться на множество высказываний на эту тему. Я попытаюсь сформулировать по-своему. Писатель – это всё-таки рождение, но рождение не то, что ребёночек появился, и сразу его Бог в маковку поцеловал. Это рождение судьбы, а она зачастую от человека не зависит.

Что-то случается с человеком, что-то поражает его в этом мире, что он начинает переводить бумагу или по клавишам стучать. Это либо есть, либо нет. Если есть – это судьба, а если нет – значит, это имитация судьбы. Жалко порой людей, что они жизнь тратят на то, чем бы им не следовало заниматься. Лучше бы крестиком вышивали.

После презентации Михаил Николаевич поставил автографы на всех экземплярах, которые впоследствии были переданы в сельские библиотеки

— И что поразило писателя Михаила Щукина, что он начал писать?
— Наверное, повлияло окружение. Я глубоко уверен: если в человеке закладывается что-то плохое, хорошее, доброе, светлое, тёмное, чёрное – это всё закладывается в семье. А у меня мама ушла очень рано. Но она будто чувствовала, что уйдёт, и поэтому много со мной читала. Соседка иногда приходила и шумела: «Вот, корова не доена, посуда не мыта, а они сидят и книжки читают». И вот это волшебство слова, когда за окном метель, клеёнка чистая, полотенце постелено, а на полотенце — книжка, лампа горит, и звучит «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя», — всё это входило в душу, и там и осталось.

Второе обстоятельство – это потрясающий язык, просто сохранившийся сибирский говор, очень смешной. Гоголевский смех, шукшинский.

Потом после смерти мамы появилась мачеха, и у неё был просто удивительный язык. Иногда, воспроизводя какую-то речь в своих романах, особенно в исторических, я даже начинаю слышать её голос.

Я вообще потом сделал такой вывод, что любой род, к которому каждый из нас принадлежит, вот он тянется-тянется, годы, десятилетия, и в нём накапливается какая-то родовая память, энер-
гия – и она не высказана, не выложена в этот мир. И вот, казалось бы, с какого рожна – мама у меня домохозяйка, отец – водитель лесовоза в леспромхозе – но в глухой деревне вдруг ребёнок начал что-то сочинять, а другой начал петь, а третий начал картины рисовать, а четвёртый — фильмы снимать. Но это просто память рода накапливается, и должна где-то она выплеснуться. Вот поэтому я и говорю, что это всё-таки судьба.

— Расскажите о вашей семье.
— «Семья» — это мой ненаписанный роман. А моя семья – это старожильческая семья. Это не те, кто приехал в результате Столыпинской реформы или раньше переселился в Сибирь. Это те люди, которые, я думаю, первые пришли с Ермаком. Это была обычная семья, село Мереть Сузунского района, где мои предки жили, рожали детей, держали ямщину. Позднее семейные предания вылились в роман «Ямщина». А затем были всем известные события: и Первая мировая война, и Гражданская, и 1930-е годы, и Великая Отечественная война. Всё отразилось на нашей семье, всё прошло по нам.

Когда у меня вышел роман «Имя для сына», в Москве собралась огромная презентация, пресс-конференция. Собрали авторов «Роман-газеты» — это всё проходило, по-моему, в Ленинской библиотеке. Было Центральное телевидение. Приезжаю в свою родную деревню, и меня встречают две моих любимых тётушки. Это сёстры отца; та, которая младшая, называет старшую «нянькой». Одна из них говорит: «Ой, Миш, тут тебя по телевизору показывали, а нянька стоит, телевизор гладит и плачет, плачет, плачет, и говорит: «Мишенька, ты всё-то не буровь, что думаешь. Мишенька, не буровь, что думаешь. А то ты же знаешь – дорожка-то да Нарыма ещё не заросла». Вот в этой фразе много-много всего сказано. То есть старшая тётка, она проехала туда до Нарыма и обратно.

— Кроме литературы, что ещё вас увлекает? Что любите делать в свободное время?
— Два вида деятельности, которыми я владею в совершенстве: умею колоть дрова и косить сено литовкой. До недавнего времени у меня в деревне был дом. Даже сельские жители уже разучились литовкой косить, а я умею.

У меня нет никакого хобби. Иногда людям даже завидую. В деревне был у меня сосед замечательный. Я захожу к нему, а у него большая-большая такая коробка, а в ней лежат блёсны, грузила. И он сидит, их перебирает. И такое счастье у него на лице, что не описать. У меня такого увлечения нет, поэтому иногда в свободное время всего помаленьку. А сейчас любимое занятие – это смотреть на небо, видеть рассвет, видеть закат, и жалеть о том, что не умею рисовать.

У меня была ещё одна мечта. Желание научиться играть на гармошке. Но я так и не научился.

— А если бы появилась возможность всё переиграть, стали бы что-то менять в своей жизни?
— Да никак бы не поменял. То есть повторил бы тот путь деревенского мальчика, который в 14 лет приехал в город. Никак бы не поменял, хоть мне поставь ум меня сегодняшнего. И у меня другого выбора просто не было. И никто бы эту работу не отменил, потому что нужно было зарабатывать на хлеб после кончины отца. Поэтому я в 17 лет пошел работать в районную газету. Конечно, хорошо бы зачеркнуть всю жизнь, да сначала начать. Но так не бывает, и даже в каких-то мыслях тоже невозможно.

Подготовила к печати Елена СТАРОДЫМОВА,

Сузунская центральная модельная библиотека

Блиц-опрос с Михаилом Щукиным
— Что вы считаете своим долгом?
— Жить, и желательно по совести.
— Какие мечты ведут вас по жизни?
— Мечты в детстве были, в юности. А сегодня уже более осознанные желания, скажем.
— Что нужно воспитывать в себе?
— Совесть.
— Какое из ваших произведений заслуживает экранизации, на ваш взгляд?
— Я думаю, получились бы хорошие фильмы по романам, которые вышли у меня, как я уже говорил, в издательстве «Вече» под общим названием «Сибириада».
— Как вы справляетесь с творческими кризисами?
— Кризисов у меня нет, нет на них времени.
— Какую книгу читаете сейчас?
— В настоящий момент у меня на столе лежит «Лето Господне» Ивана Сергеевича Шмелёва.
— Что заряжает вас энергией?
— Небо, звёзды, домашние и опять же то, что нужно делать своё любимое дело.
— Три главных качества, которыми, на ваш взгляд, должен обладать герой нашего времени?
— Ответственность; талант к работе – не талант вообще, а талант к работе; профессионализм.