«Мои третьеклассники — они уже взрослые», — уверенно говорит Елена Викторовна Пругова. Спорить не будем: их учитель сравнивает с теми малышами, какими они были в её первом классе.
Как не бывает совершенно одинаковых братьев и сестёр в одной семье, так и нет одинаковых первых классов. Это Елена Викторовна знает точно. Выпускница Сузунской школы № 1, она пришла работать в свою родную школу почти тридцать лет назад. Вспоминает, как тепло встретил педагогический коллектив её, бывшую ученицу. Наверное, в то время она в чём-то напоминала своих первоклашек.
«Весь первый класс для ребёнка — это социализация. Первое время — некоторые не могут запомнить имя и отчество учителя, правильно ручку держать в руках, ножницами вырезать. Да что там про учёбу — не все и шнурки завязывают, не каждый сможет самостоятельно переодеться на физкультуру», — рассказывает об этом учитель с улыбкой. А ведь сейчас в её классе двадцать два ученика, и проконтролировать застёгнутые пуговицы нужно было у каждого. «Да, бывали классы и по двадцать восемь учеников, — отмечает Елена Викторовна. — Малыши подрастают, учатся читать и писать, разговаривать, понятно выражать свои мысли. Довольны, если всё получается. А у меня доходит до автоматизма: остаётся привычка посмотреть за ними, сразу замечу зимой голые ручонки, без варежек».
Меняются время от времени образовательные программы, учебники. К чему должен быть готов будущий первоклассник, что может посоветовать родителям опытный учитель? «Заниматься мелкой моторикой, то есть научить вырезать фигуры из бумаги, рисовать, разукрашивать, складывать простые пазлы. Если ребёнок научился читать — это хорошо. Если не умеет — не беда. Бывает, легче научить не читающего, чем переучивать. Главное, ребёнок должен понимать прочитанное. Поговорите с ним о четверостишии, которое он только что одолел. Помните, что первоклассник будет хорошо учиться, если учитель получает поддержку от семьи. Это и домашние задания, и правильный настрой ребёнка на учёбу», — терпеливо объясняет Елена Викторовна.
Качество обучения детей оценивают коллеги: это и открытые уроки, и анализ контрольных работ. Если «западает» какая-то тема, она старается позаниматься с отстающими учениками дополнительно. Её коллеги, учителя-предметники, считают, что фундамент успеха для школьников закладывается именно в начальных классах. Хорошо, если и родители со всей серьёзностью отнеслись бы к их мнению.
Какие самые неожиданные ситуации приходилось преодолевать? Какие случаи в практике педагогу запомнились очень ярко? «Дистанционное обучение! Столько меня родители не благодарили никогда», — улыбается в ответ педагог, вспоминая, что довелось тогда услышать по телефону. «Как вы с ними справляетесь со всеми? Мы одному-то не можем объяснить, как решается задача. Уже подключили бабушку и дедушку, не получается с вычитанием, — всего, что ей сообщали, перечислять не стала. — Оказалось, и это мы сможем преодолеть. Думаю, без потерь пройдём вместе и новый учебный год».
Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ
В преддверии международного праздника Дня матери редакция газеты «Новая жизнь» провела конкурс среди наших читателей…
За октябрь заковряжинские женщины-активисты сплели семнадцать маскировочных сетей
За последние два года усилились манипуляции в интернете
Отдел МВД России по Сузунскому району предупреждает граждан об участившихся случаях мошенничества, связанных со взломом…
Татьяне Бандяевой вручили медаль «Участник гуманитарного конвоя» за её активную волонтёрскую деятельность