Земляки

На улице Синуса, рядом с площадью Треугольника

Кратко

Нина Александровна пишет формулы мелом на доске и смеётся: «Пора уже уходить на покой. Привыкла детей учить вот так, без интерактивной доски»

Нина Александровна пишет формулы мелом на доске и смеётся: «Пора уже уходить на покой. Привыкла детей учить вот так, без интерактивной доски» (на снимке).


Если нужно выделить, какое выражение сократить или построить сечение тетраэдра, ей на помощь приходят цветные мелки. «В математике главное — непрерывность обучения. Поэтому я и недовольна, когда дети пропускают занятия: тема выпадает. Математика любит работу, серьёзное отношение», — говорим о том, почему падает успеваемость. О своём предмете Нина Александровна Савотина рассказывает увлечённо, ведь ещё со школьных лет математика и геометрия были для неё любимыми, красивыми науками и такими понятными. Но она окончила педагогический вуз как учитель физики. Почему?


«В семидесятые годы не хватало учителей, — педагог вспоминает время пятидесятилетней давности. — Тогда и появился лозунг: каждая школа должна сама вырастить учителей. Директор Заковряжинской школы Евдокия Николаевна Губернова сказала мне в десятом классе, что я поеду учиться на учителя физики. Такой был авторитет у директора, что и мои друзья без лишних слов поехали поступать: кто — на историю, кто — на русский язык, кто — на немецкий. У нас очень сильный был класс. Вот так решалась кадровая проблема. И работали потом».


В 1974 году Нина Александровна пришла на свой первый урок в родную школу. Сейчас-то мы в «Точке роста»: красивый колор, столики на одного ученика. Правда, и учениц-то всего две на уроке: такой нынче десятый класс. А сколько тогда было учеников? «Сейчас посчитаю! — неожиданный ответ. — Вспоминаю по столам, да, двадцать восемь учеников. Это был кабинет физики, столы с электрическими розетками. Запомнился один ученик, он собирал радиоприёмник, приносил его в школу, донимал меня всевозможными вопросами. От того школьного здания только руины остались. А потом уже другой директор — Владимир Петрович Глазатов — предложил поучиться ещё на учителя математики. Эта учёба в городе была уже другой: работающие педагоги вместе жили месяц в общежитии и ходили на занятия. Конечно, обсуждали все тонкости профессии, делились опытом и по ведению уроков, контрольных, и по классному руководству». Учителя каждые три года проходят аттестацию: сейчас практикуют онлайн обучение. Сам читаешь, сам отвечаешь — это не совсем то, что нужно, уверена Нина Александровна.


С высоты прожитых педагогических лет она отмечает: «В сельской школе работать интересно, если ты родился учителем и любишь свой предмет. Здесь особые связи: знаешь родителей своих учеников, встречаешься ежедневно просто на улице. А они сами когда-то с портфелями приходили на твои уроки». У кого-то из них Нина Александровна была классным руководителем: вместе играли, отправлялись в походы, обсуждали статьи из «Пионерской правды», собирали макулатуру, выступали как артисты агитбригады. А с некоторыми оформляли кабинет математики: писали для стенда формулы, выписывали оценки в «Экран успеваемости», выпускали стенгазету.


Так же, как когда-то её встретил дружный педагогический коллектив, и к каждому она могла обратиться, так и она потом стала наставником для молодёжи. Говорит про Анастасию Яковлеву, Ирину Лескову: они стали хорошими учителями. «Решила уйти на заслуженный отдых. Буду скучать по детям, по общению с коллегами. Будет ли нынешняя молодёжь выбирать профессию педагога? Не знаю. Хотя они умеют мгновенно находить информацию, осваивают быстрее учителя все новые приборы, оборудование. И мне помогают. Но требования большие в профессии, отчётности много, всё изменилось», — Нина Александровна улыбается.


А десятиклассница Варя Старикова поднимает голову от тетрадки: «Я буду поступать в педагогический колледж. Хочу стать учителем начальных классов».

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ