«Не скрываю, что среди школьников веду пропаганду: выбирайте те профессии, которые востребованы сегодня», — голос Татьяны Валентиновны Грудининой звучит убеждённо. Кажется, на все вопросы у неё готовы ответы.
И тут же она начинает противоречить себе: «Совсем недавно уговаривала выпускников, чтобы не выбирали специальность «психология». А сейчас перестала: психология наряду со знаниями по профессии стала использоваться при приёме на любую работу, при анализе резюме, при подготовке кадрового резерва или отборе на руководящие должности». Да, современный мир многолик и изменчив. А выбор профессии настолько сложен и важен для любого из нас, для наших детей, что невольно начинаешь уважать педагога, который старается донести до школьников понятие о фундаменте их взрослой жизни.
Татьяна Валентиновна в Сузунской школе № 1 ведёт биологию. Именно ведёт своих девчонок и мальчишек: от пятого класса, за руку, сначала с цветными мелками, с рисунками, имея цель — увлечь предметом, заразить любовью к природе. Не любишь? Может, не донесли до тебя взрослые, как это интересно? Пойдём и научимся вместе. На каждом уроке, в каждом классе учитель может привести примеры из жизни, которые проиллюстрируют тему из учебника, сделают её наглядной, незаметно заставят запомнить. Но это — при регулярных занятиях по предмету. А если в пятом и шестом классах — урок по биологии в расписании только один в неделю? Об этом учитель говорит особенно горячо: «На биологию отведено мало часов! Объём знаний велик. Нельзя надеяться, что двенадцатилетний ребёнок вдруг начнёт заниматься по предмету самостоятельно».
В седьмом классе она постарается наверстать, заинтересовать, и здесь на помощь придут профессии: кем вы себя видите во взрослой жизни? Да, можно на сайтах центров занятости найти вакансии: всегда требуются технологи, агрономы, ветеринары, а ещё больше — медицинские работники всех профилей. «Говорю с ребятами, что фельдшер, врач, медсестра нужны в любом городе и селе. Повторяю это не раз. Как правило, из моего выпуска человек пять стремятся в здравоохранение. Вообще ЕГЭ по биологии выбирают многие». С удовольствием Татьяна Валентиновна рассказывает о работе в аграрных классах: таких два в школе № 1. Во-первых, биологии здесь на час больше в неделю; во-вторых, дети увлечены проектами. В-третьих, с результатами исследований они едут с педагогом к таким же влюблённым в биологию ученикам, студентам, преподавателям. Сама поездка по Новосибирской области интересна. А уж если высоко оценят их работу, — например, о защите растений, — тогда радости нет предела! Но победа на уровне региона не даёт успокоиться на достигнутом, а словно подталкивает идти дальше.
Нет тем неинтересных, нет сложных — приблизительно так уверяет своих учеников Татьяна Валентиновна. Но нет школьной жизни и без тех случаев, которые запоминаются надолго. Когда цаплю назвали фламинго. Или при изучении генетики девятиклассники признались, что имя Агаты Кристи слышат впервые, а собственно детективный сюжет и должен был украсить этот урок — как пример применения на практике знаний о группах крови.
Красивая, ироничная, Татьяна Валентиновна рассказывает о своей работе с таким увлечением, что хочется вслед за ней сказать родителям: «Для урока биологии купите цветные мелки, они пригодятся и на практических занятиях по оказанию первой помощи, чтобы нарисовать на плече открытый перелом или рану. А вы не забыли, где у человека плечо?»
Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ
О видах устойчивых к антибиотику бактерий, больничных инфекциях и лабораторном тестировании антибиотиков рассказала главный микробиолог…
Рыба – полезный и вкусный продукт, который диетологи советуют есть не реже двух раз в неделю, а при желании…
Исследователи проанализировали 30 тысяч наиболее популярных рецептов, востребованных среди россиян, и составили список любимых продуктов
В преддверии международного праздника Дня матери редакция газеты «Новая жизнь» провела конкурс среди наших читателей…
За октябрь заковряжинские женщины-активисты сплели семнадцать маскировочных сетей
За последние два года усилились манипуляции в интернете