Главная

Не опускай руки!

А вы смогли бы спеть «Катюшу» в торговом центре в одиночку, снимая свою премьеру на телефон? Преодолевать свои страхи приходится каждому из нас. Об этом говорим с Николаем Новиковым, тренером по боксу спортивной школы Сузунского района.

«А ещё есть такой гнетущий вопрос: «Что обо мне подумают другие?», многим людям он портит жизнь. Как от него избавиться? Я вышел в «Ауре» на середину зала и спел. Кругом были люди, а мне стало всё равно, думают они обо мне или нет», — своим лайфхаком делится Николай Николаевич. Ему было тогда 25 лет, рядом не было никакой группы поддержки, и страха тоже не было. Испарился.

Есть среди сузунской молодёжи люди, способные удивить. Имея свой жизненный опыт, через него воспринимающие события и окружающих, ставящие оценки с продолжением: «потому что…». Счастливый тот мужчина, кто может сходу назвать имя своего первого тренера. «Юрий Терентьевич Урюмцев. В семь лет я пришёл к другу в 301-ю школу мячик попинать. Оказалось, у них тренировка, и без разрешения тренера нельзя там находиться. Юрий Терентьевич отправил за разрешением от родителей», — так началось знакомство мальчика с тренером. Мама Коли Новикова работала в ДРСУ, так что за её разрешением сбегать было недолго. Принёс. И остался в лыжной секции на восемь лет. Выступал за сборную Сузуна, занимал призовые места на районных и областных соревнованиях.

С папой смотрел боксёрские поединки по телевизору. Когда папа умер (Николаю было десять лет), года через два пришёл в боксёрский зал, он только открылся в Сузуне. Захотел оставить лыжную секцию, но брат не разрешил: «Стал заниматься лыжами – продолжай». После девятого класса выбрал Бердский политехнический колледж, специальность электрогазосварщика. В городе однажды пришёл в спортивный клуб «Олимпиец», хотел позаниматься после травмы. Тренер боксёров уже через три месяца отправил его на соревнования. Николай выиграл поединок и почувствовал тот самый огонёк, который опять зажёгся в душе и требовал только победы.

Приходить в бокс в семнадцать лет поздно, мало опыта, не успел научиться думать на ринге. А в 18 лет на соревнованиях уже снимаешь шлем, и твоим соперником в весовой категории может быть опытный боксёр, а ты ничего не сможешь ему противопоставить. Николай понимал это, но бокс не бросил, стремился научиться. В армии была возможность продолжить тренировки, поэтому на Чемпионате 106 дивизии ВДВ занял второе место.

После армии нужно было решать, кем же стать. В профессиональный спорт опоздал, это нужно было честно сказать себе. Каждый день – сварочный аппарат и в перспективе — неплохие заработки? Всё же выбрал спорт: на работу хотелось ходить с радостью. Подал документы в Каменский педагогический колледж. Вторым тренером в жизни Николая стал Игорь Викторович Шагов. Нравилась его жёсткость, мужская закалка, нравился боксёрский зал в спортшколе. Опять понял для себя: «Надо пыхтеть, стараться – другого варианта нет». Со временем выполнил норматив кандидата в мастера спорта по боксу. «Лыжный спорт – очень тяжёлый в сравнении с боксом. В боксе главное – голова, понять противника, уметь предвидеть удар. Не опускать руки. Расслабиться, когда другие напрягаются. Но лыжные гонки сформировали характер, целеустремлённость. Мировоззрение важнее, чем звания и победы, какую бы профессию не выбрал», — теперь своё видение спорта он старается донести до мальчишек.

В 2022 году вернулся в Сузун, прошёлся по школам, поговорил с ребятами четвёртых-шестых классов. Набрал группу и стал тренировать. Когда-то его, пятилетнего, мама привела на секцию ушу к Игорю Шабалину – вспомнил и этот свой кратковременный опыт. В соцсетях дал объявление – родители повели к Николаю Николаевичу дошколят, сейчас ведёт с ними тренировки по часу в день. 

Почему мальчишки уходят из секции? Ленятся выучить уроки в общеобразовательной школе, отговариваются занятостью в спорт-школе. Другие не воспринимают указание тренера – научись защищать свою голову, — приходится говорить жёстко. Тогда они жалуются мамам, не понимая, что на ринге будут резкие оппоненты. И в первом случае, и во втором родители могут запретить бокс. Те, кто остаётся, уже перешагнули через боль и преодолели предстартовое волнение. «Первые 15-20 боёв вы проводите ради опыта. Победили вы или вас победили – подумайте, почему так получилось. Неподготовленных на соревнования не повезу», — так тренер объясняет своим пацанам. И они верят ему, потому что с ним общаются, говорят о личном, о жизни вообще, проводят больше времени, чем с родными отцами. Те, кто ездят на соревнования, быстрее растут как боксёры, становятся примером для остальных. Уже есть юный боксёр, который успешно провёл поединок в семь лет. 

И никакого особого характера здесь не нужно, уверен Николай Николаевич: «Просто есть желание учиться, систематически тренироваться. Мальчишка внутри готов, боли не боится. В спортзале он не такой, как дома. И эти флэшбэки – как он не опустил руки – останутся с ним навсегда. Он уже взрослый вспомнит, как 300 раз смог отжаться, и скажет себе: я и здесь смогу, в любой жизненной ситуации». Тренер формирует личность ребёнка, постоянно с детьми на одной волне, не постесняется спросить, что значит новое словечко из подросткового сленга. Они в ответ дарят энергию этому взрослому человеку, который стал для них авторитетным другом.

Впервые мы встретились с Николаем Николаевичем на профессиональных конкурсах. Как выяснилось, для него это были тоже поиски ответов: «Смогу или нет? Что обо мне подумают? Заставил себя выйти из зоны комфорта, как тогда в торговом центре. На Педагогическом дебюте были мастер-классы, где каждый из нас девятерых показал то, что ему нравится, что каждый применяет на уроке. И я подумал тогда, что вот вижу девять направлений в работе с детьми. Пусть я не применяю их, но я знаю о них». 

Ещё мы говорим о детях, которые родились в окружении гаджетов. Которые легко преодолели ограничения пандемии благодаря компьютерам и смартфонам. И виртуальный мир для них зачастую ближе, чем реальный. А для их родителей в детстве мир соцсетей был — вау! каким событием! Но, несмотря на разницу во взглядах, мы все нужны друг другу. И надо иногда иметь мужество, чтобы спеть «Катюшу» в торговом центре, чтобы безоговорочно начать уважать себя как личность.

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ