Мы ежедневно посещаем самые разные торговые точки и периодически сталкиваемся с ситуациями, когда указанная на ценнике стоимость товара не соответствует той стоимости, которую «пробивают» на кассе.
Другая проблема – неверное расположение ценников. Поставить более дорогой товар над «дешевой» биркой с ценой или «перепутать» местами акционный товар и товар с обычной ценой – всё это, зачастую, имеет место.
Во всех случаях у работников магазина 101 оправдание: не успели, забыли, покупатели всё сдвинули и т.д. Тем не менее, большинство «ошибок» почему-то всегда играет на руку магазину, а не клиенту.
На что имеет право покупатель?
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» на продавца возложена обязанность по своевременному предоставлению всей полноты информации о товаре, включая его стоимость, которая должна быть указана в рублях.
При этом ценник в магазине является публичной офертой, то есть адресованным неопределенному кругу лиц и задокументированным (да, ценник – это тоже документ) предложением о совершении сделки.
Информация о товарах должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме.
Как быть в спорной ситуации? Запоминаем порядок действий:
— Потребовать продажи товара по указанной на ценнике стоимости, если операция еще не закрыта и оплата за покупку не внесена;
— Потребовать возврата разницы в стоимости, переплаченной за товар, если несоответствие цены выявилось уже после оплаты и получения чека.
Оба этих требования совершенно законны и не могут быть отклонены продавцом.
Если продавец отказывается на месте исполнять ваши требования, вы можете поступить следующим образом:
1. Сделайте фото ценника на прилавке, в качестве доказательства. Можете также зафиксировать данный факт на видеозапись.
2. Попросите у менеджера магазина либо у кассира книгу отзывов и предложений (жалобную книгу), после чего подробно укажите в ней все обстоятельства произошедшего (дата, время, наименование товара, сумму на ценнике и чеке), данные сотрудников магазина и факт отказа этими сотрудниками в удовлетворении ваших требований в добровольном порядке, затем укажите свои контактные данные и адрес для направления ответа. Если с вами был свидетель, то нужно будет указать и его контактные данные. По возможности сфотографируйте вашу запись в жалобной книге.
3. Напишите на месте, или в последующем, претензию на имя продавца. В претензии укажите одно из требований, которое вас устроит:
В претензии укажите, что просите исполнить ваши требования не позже 10 дней со дня обращения. Если вы отправляете претензию почтой, то лучше это сделать заказным письмом с уведомлением и описью вложения, которое необходимо будет отправить на юридический адрес продавца. Сведения о продавце и его юридическом адресе можно взять из чека, уголка потребителя в магазине, либо через выписку с сайта Федеральной налоговой службы egrul.nalog.ru.
А если ценники просто перепутаны?
Когда ценник от одного товара находится под другим товаром, что порождает различные неприятные ситуации. К сожалению, многие покупатели руководствуются лишь цифрами и не читают мелкий шрифт с названием товара. Но они и не обязаны этого делать на самом-то деле!
Нарушение порядка расположения ценников (даже если на них и указана вся необходимая информация) влечет нарушение прав потребителя на полное и своевременное информирование о товаре. Суть спора проста: покупатель купил сок «А» 500 мл по цене в 25 рублей, а оказалось, что это ценник от сока «А» объемом в 200 мл, а на самом деле товар стоит 37 рублей. Изначально магазин отказал в продаже товара по той цене, которая была указана на ценнике, сославшись на то, что сок просто стоял не там, где должен был, а покупателю нужно было смотреть самому внимательно.
Как поступать, если магазин отказывается исполнять требования потребителя?
В большинстве случаев продавец (особенно в сетевых магазинах) без особых проблем либо возвращает разницу, если товар уже оплачен, или же «пробивает» его по стоимости, указанной на ценнике. А вот магазины помельче подчас переходят в наступление и не спешат исполнять законное требование покупателя.
Если продавец отказывается исполнять закон, то вариантов дальнейшего развития событий всего два:
Но мы с вами прекрасно понимаем – если речь идет о незначительной для покупателя сумме, то судиться с магазином по этому вопросу скорее всего нецелесообразно. Уже приведенное выше решение суда яркий тому пример: 100 рублей морального вреда и 50 рублей штрафа в пользу потребителя вряд ли стоят потраченных сил и денег.
А вот Роспотренадзор вполне может заинтересоваться ситуацией и привлечь торговую точку к административной ответственности за обман потребителей либо за нарушение продажи отдельных видов товаров. Именно поэтому обращение в Роспотребнадзор видится куда более простой и действенной мерой, нежели обращение в суд.
Но если очень хочется призвать торговую точку к справедливости и есть свободное время и средства – то почему бы и не посудиться? Особенно, если разница в стоимости товара, озвученной на кассе, и ценником на прилавке для вас существенна.
С каким требованием обращаться в суд?
Итак, вы решили «поставить на место» продавца и обратиться в суд.
С целью защиты нарушенных прав вы можете обратиться в суд со следующими требованиями:
Кроме того, в качестве дополнительных требований вы можете просить суд взыскать в вашу пользу неустойку за отказ в удовлетворении требований потребителя в размере 1% в день, компенсацию морального вреда (если требование не заявлено как самостоятельное), расходы на оплату услуг представителя и иных судебных издержек (стоимость почтовых отправлений и т.п.).
Примечание: Штраф в размере 50% от присужденной судом суммы взыскивается в пользу покупателя вне зависимости от того, было заявлено такое требование или нет).
Итак, вы поняли, что закон на вашей стороне, однако вопрос о том, как поступать, если магазин отказывается продать товар по сумме, указанной на ценнике, каждый решает сам, с учетом своих убеждений, наличием средств и свободного времени, а также экономической целесообразностью.
По материалам Администрации Сузунского района
Рыба – полезный и вкусный продукт, который диетологи советуют есть не реже двух раз в неделю, а при желании…
Исследователи проанализировали 30 тысяч наиболее популярных рецептов, востребованных среди россиян, и составили список любимых продуктов
В преддверии международного праздника Дня матери редакция газеты «Новая жизнь» провела конкурс среди наших читателей…
За октябрь заковряжинские женщины-активисты сплели семнадцать маскировочных сетей
За последние два года усилились манипуляции в интернете