Горячее

Охотники за браконьерами: сети, заливные луга и тухлая рыба

Пятница… Наша рабочая неделя закончилась чешуйчатым рейдом по Сузунскому району с государственным инспектором рыбоохраны Александром Волковым и сотрудниками управления по экологии.

Погода — не помеха

В назначенное время садимся в УАЗ-буханку и отправляемся в путь. Акция «День без сетей» начинается. Всю неделю шли дожди. Но в этот день светило яркое солнце. Ехали, с улыбкой вспоминая слова Александра: «В пятницу не будет дождя!». Так что с погодой нам, действительно, повезло. А вот инспекторы рыбоохраны работают в любую погоду – и в тридцатиградусные морозы, и во время сильного ветра, и в дождь — реки и озёра патрулируют, вылавливая браконьеров и очищая водоёмы от незаконных ловушек. В пути по щебёночной дороге до Мерети мы ощутили небольшой всплеск адреналина: видимо, водитель решил, что чем быстрее мы приедем к месту назначения, тем быстрее вернёмся домой… 

На берегу реки нас ждали катер, лодка и уже знакомый нам внештатный сотрудник рыбоохраны Владимир, госинспектор Александр и сотрудник Сузунского лесхоза Дмитрий. «Студент (так шутя называют Дмитрия) в рыбоохране не работает, он — рулевой. Катер нам предоставляет на время рейдов руководство лесхоза. Да и напарник нужен. Ведь в работе всякое бывает», — уточняет Александр Юрьевич.

Усаживаемся в катер (для нас более комфортное средство, за что отдельное спасибо), мужчины помогают надеть спасательные жилеты. Дмитрий Галстян и Яков Ключников, сотрудники районной администрации, отвечающие за экологию, садятся в другую лодку. И под гул моторов отправляемся в путь.

Диалоги о рыбалке и не только

Александр объясняет, что с Алтая пришла коренная вода. Как оказалась, мы плывём по заливным лугам. Когда спадёт вода, местные жители будут здесь ставить сенокосы. По макушкам деревьев понимаем, что земля ещё метра полтора ниже нас. Наклоняюсь с фотоаппаратом за борт катера и вижу прозрачную воду и…  цветы! А дальше —  заборы чьих-то ушедших под воду огородов, мост.

Александр стоит и внимательно вглядывается по сторонам. Он замечает каждую мелочь, рассказывает нам о том, что здесь встречается орлан-белохвост, занесённый в Красную книгу. И вот первый «улов» — браконьерская сеть. Дмитрий глушит катер, и мы приближаемся к нашей цели. Как только ни умудряются скрыть, но в то же время оставить для себя метку того места, где установлена ловушка для рыбы.  Мужчины вытягивают пустую сеть, бросают в катер. Плывём дальше.

«Часто рыбаки старательно маскируют сети, чтобы спрятать их – например, наливают в пластиковые бутылки воду так, чтобы была видна только пробка. Это и полиэтиленовые пакеты, и ёмкости для разных жидкостей. Однажды в качестве груза браконьеры прикрепили половину стиральной машины», — смеясь, рассказывает нам Александр. Есть и сети, которые лежат на дне, и увидеть их невозможно. Но все эти хитрости инспекторы уже изучили. Так, сеть со дна они снимают специальной «кошкой». Главное, знать, в каких местах такие ловушки могут находиться. Чаще всего — в пойме реки у деревень.

Вот и новая незаконная находка: рыболовная сеть, полная рыбы. Вытаскиваем, освобождаем из ячеек (попался сазан, лещ и карп) и выпускаем в реку. В качестве груза браконьеры использовали железные грузы и аккуратно связанные кирпичи.

Плывём дальше и вдруг возвращаемся. Инспектор показывает на дерево в воде и говорит, улыбаясь: «Лисички». Весь ствол дерева, действительно, усыпан жёлтыми грибами. Как оказалось, это древесный гриб, похожий на лисички. Неожиданно останавливаемся, в винт мотора попала трава. Дмитрий ловко убирает засор, шутит с нами, и мы плывём дальше.

Уточняю и тоже шучу: «А если мотор сломается, что делать? Вёсел нет, в помощь – только руки». И тут же следует ответ: «Звонок другу!» Надёжные товарищи нужны не только, чтобы вытащить лодку, если она сломалась, но и, чтобы обогреться в ненастную погоду. Чтобы работать в рыбоохране, нужно уметь находить общий язык со всеми людьми, даже с нарушителями.

Александр рассказывает, что ходят в подобные рейды почти каждый день по разным маршрутам. Их планирует руководство, обсуждает, какие водные районы и когда будут обследовать. Основное время суток работы инспекторов – ночь. Дело в том, что в тёмное время суток рыба подходит ближе к берегу и человеку проще её увидеть и поймать.

Сети и тухлая рыба

«На удочку можно ловить рыбу, если на одного человека приходится не более десяти крючков», — объясняет инспектор. То есть можно ставить максимум пять удочек по два крючка, либо даже десять удочек по одному крючку. Если же крючков больше – ждите штраф.

По пути обследования встретили лодку с внештатным сотрудником Владимиром и нашими коллегами по рейду. Они рассказали, что их внимание привлекла полупустая бутылка, плавающая в реке. К ней и была привязана сеть.

Причём вытаскивали не только свежий улов. Они наткнулись на несколько старых ловушек, полных уже протухшей рыбы. Пришлось их доставать и уничтожать. Запах, от которого желудок выворачивает наизнанку. Владимир рассказывает, что о таких сетях рыбаки либо попросту забыли, либо они зацепились за коряги, и мужикам их было лень доставать. Вот и стоит такая сеть, уничтожает и рыбу в округе, травит воду и воздух.

По славам инспектора, незаконной рыбалкой занимаются и приезжие рыбаки-любители из Алтайского края и других районов области.  Местные научились отличать лодку инспекторов по звуку мотора. А потому часто успевают убежать с места преступления, заслышав рёв судна. Ещё одно из запрещённых средств – сеть, которая крепится к двум большим палкам. Её ставят в воду и ждут, когда рыба туда заплывёт. Затем рыбаки достают добычу и лакомятся ухой. Вот только ловится рыбы гораздо больше, чем можно съесть. Всех нарушителей ждёт штраф, изъятие приспособлений для лова и, порой, и плавсредств.

Итоги рейда и новые впечатления

Браконьеры на нашем пути так и не встретились. Возвращаемся и глубже закутываемся в куртки, спасаясь от холодного ветра. А сверху прямо на нас светит яркое солнце. Загар лица обеспечен. Я подумала, что ещё одно преимущество работы инспектором – возможность любоваться закатами, когда солнце ложится на водную гладь, и пением птиц. Красивое зрелище.

На обратном пути встречаем резиновую лодку рыбаков-любителей. Нарушений нет: ловят на удочку. Отъезжаем и продолжаем свои «диалоги о рыбалке» с Александром и Дмитрием. Они рассказывают, что некоторые рыбаки толком и рыбу-то не ловят. Устраивают на лодке или берегу пикник с горячительными напитками. 

За рейд мы сняли шесть сетей и с помощью «кошки» нашли ещё две прямо за огородами в Мерети. «Считают, что они здесь хозяева. И законы – не для них», — говорит инспектор о жителях села, а Дмитрий показывает нам, что на берегу за нами наблюдают.

Наша поездка заканчивается. «Мне нравится моя работа. На природе постоянно находишься – не в кабинете сидишь. С людьми общаешься, жизнь нескучная», – говорит Александр и приглашает нас в очередной рейд. Благодарим за увлекательную беседу, садимся в «буханку» и уезжаем домой с новыми впечатлениями.

Фотоальбом нашей поездки смотрите по ссылке https://vk.com/album-211844354_301356092.

Галина БОЛЕ

admin

Recent Posts

Подведены итоги конкурса «Мамино хобби»

В преддверии международного праздника Дня матери редакция газеты «Новая жизнь» провела конкурс среди наших читателей…

2 часа ago

Они поют народные песни

За октябрь заковряжинские женщины-активисты сплели семнадцать маскировочных сетей

3 часа ago

Дары и дарители

В ноябре 2024 года Сузунскому краеведческому музею исполнилось 57 лет

7 часов ago

Сотрудники полиции предупреждают об участившихся случаях «взлома» учетных записей на портале Госуслуг

Отдел МВД России по Сузунскому району предупреждает граждан об участившихся случаях мошенничества, связанных со взломом…

9 часов ago

Участник гуманитарного конвоя

Татьяне Бандяевой вручили медаль «Участник гуманитарного конвоя» за её активную волонтёрскую деятельность

11 часов ago