Земляки

Память храню

Мария Андреевна Жердочкина — старейшая жительница нашего села Шипуново.

Родилась она в далёком 1933 году в село Ушинка Земетчинского района Пензенской области. Роды приняла местная бабушка-повитуха. Мария была первым ребёнком в семье, а потом появилась сестра Настя и брат Виктор. Родители работали и дома, и в колхозе, выращивали свеклу. На каждый двор доводился план – ухаживать за свекольными посадками на 50 сотках земли. Работа была сезонная, свеклу гуртовали и осенью увозили в район. Получали небольшие деньги и покупали необходимые вещи, детям привозили сладости и одежду. «Порой мы плакали, так как одежду брали на вырост. Родители шутили, что мы растём быстрее, чем растёт свекла», — вспоминает Мария Андреевна.

Страшная весть о начале войны разлетелась по всему селу, и дети вмиг повзрослели, а взрослые помрачнели. «Отца, Андрея Константиновича Карташева, забрали на фронт в первый призыв, прощались с ним и плакали. Отец прижал нас всех троих к груди, а мама зарыдала от горя. Может, она тогда чувствовала, что больше не увидит мужа», — продолжает пожилая женщина.

Осенью дети в школу не пошли, дров не было, и здание школы нечем было топить, но учительница приходила домой к своим ученикам и проводила с ними уроки.

Наступила зима, было и холодно, и голодно. Сельские женщины собирались вместе и вязали носки, которые отправляли на фронт. «Они пели грустные песни, и мы, дети, не понимали, что это: песня или плач, — рассказывая о том времени, Мария Андреевна смахивает слезу со щеки. — Письма от отца приходили редко, а когда мама получала заветный треугольник с фронта, она бежала к родителям мужа, чтобы порадовать их.

В село стали прибывать эвакуированные с Ленинграда.  У нас в огороде был колодец, женщина с тремя детьми приходила за водой, все они были очень худые. Женщина плакала, что детей кормить нечем. Мама пожалела их и пригласила к себе жить. Так нас стало шестеро, семья прибавилась, но жили дружно. Спали на полу, солома служила матрасом.  Мы сдружились с Наташей, Сашей и Олей, и все считались сёстрами и братьями».

Вскоре пришла печальная новость — погиб отец. Вот так пришлось детям вмиг повзрослеть. Вдов на селе становилось больше, но жили дружно. Все понимали, что горе и радость переживать легче сообща.

Весть о победе встретили со слезами и радостью. Много мужчин погибло на войне, их обязанности легли на плечи мальчишек. «Ленинградцы вернулись в свой город, а мы с мамой переехали жить к папиным родителям. И хотя у папы была мачеха, но нас она встретила с любовью. Мама постоянно была на работе, а мы помогали дедушке и бабушке по хозяйству, — продолжает рассказ Мария Андреевна. —  По соседству с нами жила семья моего будущего мужа Степана. Отец его вернулся с фронта без ноги, сам сделал себе деревянный протез и работал сторожем.

Мы подружились со Степаном и по благословлению моей мамы поженились. В армию его не брали, так как отец был инвалидом, а Степан считался кормильцем. Когда отец умер, в этот же год Степана забрали в армию. Я жила три года у его матери с маленькой дочкой Анечкой. Бабушка водилась с внучкой, а я работала в колхозе. Степан, прослужив три года, вернулся и тоже устроился в колхоз».

Как-то в село приехал вербовщик из Сибири, предложил семьям переехать туда, где бескрайние поля и прекрасные леса. Поехали десять семей, в том числе и Мария с мужем и маленькой дочкой решили отправиться в неизведанные дали. Приехали они в село Шипуново, им временно дали просторную избу.

«Потом мы привезли сруб из Сузуна и поставили хороший дом. Со временем семья наша пополнилась ещё четырьмя детьми: Наташей, Володей, Толей и Оксаной. Мы бабушку вызвали из Пензенской области нянчиться с ребятишками. Я с мужем работала в колхозе, мы ухаживали и за отарами овец, и помогали на уборке. Без работы не сидели, и дома вели большое хозяйство», — вспоминает Мария Андреевна.

Вскоре умер муж, женщина стойко перенесла потерю, ведь ей надо было растить детей. «Всё было в жизни, разное: и доброе, и плохое. Но плохое с годами я, помнится лишь хорошее», — говорит Мария Андреевна. Сегодня она радуется детям, внукам и правнукам. Всю жизнь жила в православной вере. В доме у неё до сих пор висит икона, которой мама благословила их брак со Степаном. Радости, тепла и мира пожелаем нашей Марии Андреевне.

Зинаида ИСАКОВА, с. Шипуново