Здравоохранение

Педагог-психолог из Новосибирска рассказал, как подростку не поддаться плохому влиянию

В Новосибирской области проходит неделя сохранения психического здоровья. Педагог-психолог Областного центра диагностики и консультирования Иван Плющаев рассказал, как уберечь подростков от негативного влияния искушений современного мира.

«Когда нам что-то предлагают, и у нас возникает интерес к чему-то, тем более если это очень красиво выглядит, приводит к некоему любопытству. Могут появиться какие-то иррациональные убеждения в том, что если этого не сделать, не попробовать, то можно потерять круг общения. Так подросток переходит уже в некое сравнение себя с другими, появляется чувство вины, которое легко может привести к стыдливости. И тогда школьник принимает понятное решения», – сообщил педагог.

Это решение может быть как отрицательным, так и положительным. В случае с употреблением наркотиков достаточно один раз согласиться, чтобы в памяти сохранился этот опыт. В дальнейшем формируется психическая зависимость от психотропных веществ. Этот подросток уже сам будет искать возможности попасть в похожую ситуацию снова.

«Конечно, всё это индивидуально, но остаётся на всю жизнь. После психической зависимости формируется физическая, когда организм получает удовольствие от наркотика. Потребитель в таком состоянии напоминает белку в колесе. Ему нужно найти деньги, употребить и опять отправиться на поиск. Это круговорот», – отметил эксперт.

По словам специалиста, чтобы не допустить этого в образовательных организациях усиливают психологическую диагностику, работают детские центры поддержки и профилактики.

«Одним из инструментариев выступает социально-психологическое тестирование, или скрининг. Это помогает нам определить сильные и слабые стороны ребёнка и детского коллектива в целом, выявить, как подросток взаимодействует с обществом, какие индивидуальные особенности личности наиболее выражены, помогают они ему или, наоборот, подталкивают к рискованному поведению. Это позволяет нам сформировать траекторию ближайшего развития школьника, чтобы противостоять нехорошим соблазнам», – пояснил психолог.

Одним из таких соблазнов выступает никотин. На рынке табачная продукция представлена на любой вкус, цвет и достаток.

«Кроме того, подростки видят больше плюсов, чем минусов в потреблении никотинсодержащей продукции. Они считают, что так легче обрести новых знакомых, друзей. Ребята находят общие интересы, обсуждают за курением какие-то узкие темы. При этом они утверждают, что так проще адаптироваться. Тем более, если все вокруг курят, то сложно удержаться, чтобы хотя бы не попробовать», – предупредил Иван Плющаев.

Из новинок, привлекающих молодёжь, на рынке табачной продукции появились так называемые конфетки из никотиновой смеси, которые подростки могут употреблять прямо на уроке или дома. Ведь запаха после их использования нет, а значит, ни учитель, ни родитель ничего не заметят. Эти «сладости» продаются в кальянных лавках, также их можно заказать через Интернет. Вкусы и формы разнообразные – леденцы, конфеты, мармелад.

Эти маленькие подушечки с эффектом в несколько раз сильнее, чем от сигареты. Они без дыма и огня, но с наркотической составляющей. В 2019 году в одной из школ Новосибирска после употребления никотиновой конфеты подростка экстренно госпитализировали. Врачи диагностировали у него отравление жевательным табаком.

Надо заметить, что так называемый снюс запрещён в России с 2015 года. Однако производители нашли способы обойти закон, изменив форму и название этих никотиновых «конфет».

«Следующий вид, который распространён у подростков в молодежной среде, это нюхательный табак, который представляет из себя табачные листья, высушенные и измельчённые до порошкообразного состояния. Их дополняют ароматическими добавками. Кроме того, произошло возрождение токсикомании. Сейчас подростки вдыхают газ из зажигалок или другие летучие углеводороды. Это называется снифингом», – рассказал педагог.

Специалист подчеркнул, что все эти увлечения неспроста. Для подростка важна личностная идентичность, востребованность, чувства и эмоции, которые он испытывает. Игнорируя это, мы создаем почву для соблазна и деструктивного поведения, конфликтов, формирования чувства одиночества, стыда, вины.

«Для восстановления детско-родительских отношений важно помочь подростку увидеть свои сильные стороны, понять, в чем он привлекателен и уникален. Необходимо отмечать его реальные успехи. Показывать результат, сравнивая его прошлые достижения с настоящими, а не с другими детьми. Также помочь ребёнку выстроить определённые отношения в коллективе. Найти время для разговора по душам, рассказать ему, как это было в вашем детстве», – посоветовал психолог

Эксперт отметил, что никогда нельзя смеяться над увлечениями подростка и запрещать ему самовыражаться, если это не опасно для его здоровья и жизни. Дайте понять ребёнку, что он ценен и любим для вас независимо ни от чего.

«Позвольте подростку совершать маленькие ошибки, обучайте его способности обращаться за помощью не только к маме или папе. Старайтесь не ограждать ребёнка от каких-то трудностей, пусть учится их преодолевать. Подбадривайте его, говорите, что он справится и вы в него верите. Максимально сократите период безделья. Пусть делает домашние дела, заботится о старших членах семьи, занимается самообразованием», – заключил Иван Плющаев.

Горсайт