Проекты редакции

Под русскую гармошку

Кратко

Накануне 65-летнего свадебного юбилея супругов Шмаковых едем в Болтово

Накануне 65-летнего свадебного юбилея супругов Шмаковых едем в Болтово.

Наталья и Иван Болбековы приглашают в дом. Выглядывают из-за штор их внучки, приглашаем и их к разговору. Почему Инессе и Варе так нравится в деревне? Восьмилетние девчонки рассказывают, каждая приводит свои аргументы. «Летом здесь можно просто выйти на улицу в футболке и шортах, а в Бердске сначала надо долго наряжаться. Дедушка и бабушка добрые, они покупают вкусняшку, которую попросим», — Инесса вспоминает ещё про ёлку на полкомнаты и горку зимой. «Мне нравится ходить с дедушкой пешком за грибами. В этом году были дожди, туман, но грибов мы не нашли пока. Зато с бабушкой собирали сосновые шишки и сварили варенье, две баночки получилось», — развивает кулинарную тему Варя.

И тут же вместе припоминают деду Ване: «Пообещал нам, что сделаем шоколадное масло, но уже несколько дней прошло, а мы всё ждём!», дед смеётся и обещает, что сегодня из сливок собьют масло, добавят какао, и будет всем счастье. А не проще сходить в магазин и купить это масло? Внучки возмущены таким предложением: «Нет, будем делать сами, из магазина – не интересно. У бабушки же есть целых две коровы. А у деда — пасека». И тут же выдают все подробности деревенских каникул, как им платят по пятьдесят рублей за то, что пригоняют вечером коров от электрического пастуха. На что тратите деньги? «Мы не тратим, мы копим!», — как выясняется,

Инесса планирует в Бердске на маркетплейсе приобрести «нужные штучки», а Варя в Здвинске обустроит «крысиное логово». Такая вот финансовая грамотность у школьниц, про «крысиное логово» рассказывают терпеливо, видимо, жалея взрослых, которые не знают таких простых вещей.
А где же главные герои нашей встречи? «Наряжаются», — говорят внучки и мгновенно превращаются в правнучек, потому что в комнату входят Лидия Петровна и Виктор Александрович Шмаковы, прабабушка и прадедушка Инессы и Вари. Виктор Александрович идёт неуверенно, держась за руку жены, он инвалид по зрению уже десять лет. Девчонки притихли и шепчут, что с бабой Лидой любят играть в карты и в лото.

Шестьдесят пять лет назад Лидия и Виктор поженились, а сейчас рассказывают, когда познакомились. Это было в деревне Голованово Барабинского района в 1958 году, когда вернулся из Германии Виктор. «В ГДР, в Виттенберге, служил три года в инженерно-понтонной части на Эльбе», — уточняет он про армию. «Мы переехали в Голованово с родителями, когда мне было пятнадцать лет, а Виктор как раз в армию ушёл, так что я его не видела. За три года уже со всеми деревенскими ребятами перезнакомилась. И вот прихожу вечером в клуб на танцы, а он на гармошке играет», — восемнадцатилетней девушке очень нравились вальсы, полечки и фокстроты. Молодёжь в деревне была дружной, и, если парень пошёл провожать девушку, все с пониманием провожали взглядами парочку, уходящую вдаль по улице. «А от моего дома до клуба – два шага, так что долгих вечерних прогулок у нас не было», — улыбается Лидия Петровна. А её мужу не забыть, какой дерзкой в танце была незнакомка: «Она как станет «яблочко» плясать, да с выходом, ножками в такт притопнет, ни разу не собьётся». Как тут было не влюбиться?

Свадьбу играли через год. На регистрацию ехали на грузовике в ближайший сельсовет, в Новочановское. Тридцать человек гостей, все обычаи были соблюдены: и «горько», и «мусор» подметали, и от каравая откусывали кусок побольше, чтоб в доме хозяином быть, и родителей жених с невестой катали на телеге. «А помнишь, как нашу золотую свадьбу отмечали?» — все смеются, вспоминают фату невесты и табуретку у сельского клуба с караваем и бутылкой.

Пятнадцать лет назад односельчане устроили весёлый праздник золотым юбилярам. Зять тёщу катал в тачке, а подруги невесты выстроились в ручеёк у их дома. «Посмотрю альбом с фотографиями, как будто в нашей деревне побываю, все люди знакомы», — незаметно Лидия Петровна кладёт ладонь на руку мужа. Бывает, на Новый год или день рождения прабабушку правнуки вытаскивают за руки: идём плясать!

«Дружно жили: попляшем, попоём – жить легче», — делится Виктор Александрович. Он всю жизнь работал трактористом и комбайнёром в колхозе. А Лидия 23 года трудилась на почте, но это не тот оператор связи в красивом форменном халате и туфельках, нет. О маминой работе помнит Наталья Викторовна: «Сначала маме нужно было сходить за колхозной лошадью, привести её и запрячь в телегу. А потом ехать за восемь километров в село Новочановское. В почтовом отделении забирала письма, открытки, телеграммы, газеты, журналы, посылки и везла домой. Перед праздниками было до двух тысяч открыток! Она раскладывала их на полу на всю комнату и распределяла по адресатам. Из Казахстана и других южных республик в августе-сентябре шли посылки с фруктами. До сих пор запах ароматных яблок помню в нашем доме. Односельчане родственникам в ответ в сентябре посылками отправляли картошку на юг, а зимой – солёное сало, мёд. А мама сама всё это разгружала-загружала. Квитанции вместе с газетами разносила по почтовым ящикам, а за посылками люди шли к нам домой. Иногда я маме помогала разносить почту, газет и журналов выписывали тогда много». «Лёгкую» работу на почте Лидия Петровна поменяла на труд доярки, на ферме трудилась до пенсии.

Кроме этого, каждая семья была обязана прополоть по пятнадцать соток турнепса на колхозных полях, сочные корнеплоды потом убрать: в сентябре в поле ставили тракторные телеги, на которых и отвозили корм на ферму. Так что колхоз был миллионером не просто так, каждая семья участвовала в умножении благополучия сельхозпредприятия. Колхозники держали и своё хозяйство: коров, овец, свиней, коз, птицу. Не были исключением и Шмаковы. Такая вот финансовая грамотность.

А какие дни были особенно счастливыми? Отвечают вместе: «Когда дети родились! Сережа, полковник наш, живёт в Москве, приезжает к нам на новогодние каникулы. Саши уже нет. Родилась младшая, Наташе долго выбирали имя. А живём вот уже пять лет с зятем и дочерью, спасибо им». Вспоминают, как трудно было не то что детские вещи купить, даже ситец был в дефиците. Так что всех детей обшивала бабушка Маня.

Рассуждаем, как удивительно много вмещает жизнь и как быстро текут мгновения. У задорной парочки – гармониста и плясуньи – растут три поколения потомков. Все работящие, знающие себе цену, твёрдо стоящие на ногах, душевные и гостеприимные. Шесть внуков, четыре правнука.

Вполне понятные желания у маленьких: Варя хочет на день рождения своему папе приготовить клубнику в шоколаде, ягоды уже спеют дома, за 500 километров от Болтово. Папу ждёт Инесса, чтобы одеться, как настоящие пчеловоды, и сходить посмотреть на дедовы ульи. Вечером зазвенит телефон, и трёхлетняя Ульяна звонко потребует: «Бабушка, а дай мне дедушку». Выговаривать «прабабушка» ей сложно, поэтому при встрече Уленька её зовёт просто Лидой.

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ