Выставка Алексея Гойденко «Поиск» работает в зале Детской школы искусств до 27 декабря. Мы встретились с художником.

— Алексей Владимирович, зрителей поражает подбор картин. Совершенно разные работы и художественные традиции. С чего всё начиналось?

— Мне нравилось, мне хотелось рисовать. Интернета в то время не было. Чем можно было заняться дома? Рассматривал маленькие картинки в учебниках, например. Привлекала прежде всего русская классика: Шишкин, Левитан, Айвазовский… Я говорил родителям, чтобы они купили мне книжки о художниках. Всё, что было под рукой: две энциклопедии. Классика вдохновляла, старался учиться, подражать. Учителя у меня не было. Не было нормальных масляных красок, было всего пять цветов. Пять! Из этих основных цветов, смешивая, получал нужные тона.

— В экспозиции несколько больших по размеру репродукций известных полотен, на них указан возраст художника – 16 лет. Возможно ли это: без преподавателя самостоятельно изучить технику и выдать такое количество работ?

— Я начал гораздо раньше, был ещё маленьким, лет девять-десять. Пытался рисовать акварелью, но не получилось. Бросил. Через какое-то время я возвращаюсь, беру кисти, краски: получается! Вскоре вся школа наполнилась моими картинами, так меня захватило желание рисовать. 

Однажды в Карачи, это моё село в Чановском районе, приезжает телевизионная группа. Они местные, филиал ОТС, в поисках телесюжетов заходят в школу к директору. А у него весь кабинет в моих картинах. Люди вежливо поинтересовались, чьи произведения. Узнав, что и дома у меня есть работы, они берут меня, и мы едем. Так в первый раз в жизни давал интервью. Я показываю свои картины: сюжет у журналистов получился интересный, меня стали приглашать на выставки. Участвовал в выставках и бесконечно добавлял количество, качество. У меня не было ни материалов, ни холстов, ничего. Родители покупают краски, а я продолжаю. Знаете, что такое древесно-волокнистая плита? Вот на ДВП и написаны эти детские картины, которые два дня пришлось собирать из частных коллекций Новосибирска для открытия сегодняшней выставки.

— Учёба в школе, участие в выставках… Сколько их было? Кто был тот мастер или волшебник, который посоветовал учиться серьёзно?

— Не менее пяти выставок в Новосибирске прошло с моим участием. Тогда Виктор Толоконский спросил: «Поедешь учиться в Новосибирск? Бесплатно, но потом отработаешь педагогом». Естественно, согласился. Это был худграф, факультет в Новосибирском педагогическом университете. Сейчас это отдельный институт искусств. Мне повезло ещё и потому, что там преподавали крутые, удивительные мастера: по педагогике, живописи, рисунку. Окончил, потом работал в городе два с половиной года. Преподавал детям от шести до семнадцати лет.

— Глядя на другие Ваши полотна здесь, понимаю, что потом молодому художнику захотелось попробовать себя совершенно в другом направлении. Это так?

— На семь лет застрял в декоративной студии: роспись стен. У меня уже было своё художественное видение, подход. Начал работать со всеми материалами, которые там были. Меня ценили за мастерство и опыт, заказов было очень много. Дослужился до технолога высшего уровня. Если раньше я знал пять красочек, то теперь – пятьдесят. Как и чем сделать, как усовершенствовать? Любой опыт остаётся у нас.

— И вот Сузун, Детская школа искусств. Почему?

— Работал у себя в мастерской, есть заказы из Новосибирска, Петербурга, Москвы. Дома в семье многое обсуждаем. И однажды возникла эта идея: вспомнить себя, маленького, поделиться с такими же детьми тем, что умею. Это было предложение жены – поделиться опытом. 

В Сузунской школе искусств меня встретили чётко, отлично, коллеги замечательные. Всем спасибо. Дети стремятся научиться, но средняя школа отнимает массу времени. Бывает, даю полчаса поиграть даже девятиклассникам. Пусть немного отвлекутся, по себе знаю, потом работается лучше. Здесь интересные проекты с детьми, в один из них войдём с Нового года.

Алексей Владимирович делает обзор по выставке. Полотна в абстрактном стиле, в разных техниках. Тона спокойные, перетекающие. А в другом случае – резкий контраст, агрессия. Но пока автор комментирует, включаешься, узнаёшь основной образ, домысливаешь, расставляешь свои смысловые акценты. Он говорит: «Вот «Лестница»: это наш путь. Мы можем идти вверх, а можем немного в сторону. Или упадём? «Врун»: у него в профиль два глаза, это образ двуличности. Кто это? Мы? Мы врём так, что у нас отламывается нос. А если маску снять? Что там? «Перерождение»: мотылёк или девушка, до этого – вообще кокон. А тут – переходный момент, беременность». 

Следуя за автором, видим «Поворот», «Трубку мира», «Метро», смог, город, дорожные знаки, которые руководят нами, мы вынуждены двигаться, жить по этим знакам. В каждой работе – подтексты, зритель найдёт что-то своё, эмоциональное и в чайке с кровавыми ногами, и в страусе, который мечтает стать лебедем, и в «Искажении», и в зонтике. История из детства – «Асфальтный завод», который стремились разрушить мальчишки. На работу «Обратная сторона луны», подсказывает художник, смотреть нужно сбоку, в направлении света, тогда серебристые блики доминируют; если прямо встать перед картиной, накрывает темнота. «Свеча» завершает серию. Но хочется ещё вернуться, всмотреться в рваные и плавные линии, в названия картин, вспомнить себя в тот год, когда Алексей Гойденко вот именно на этой картине сделал последний штрих. 

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ 

Выставки, где участвовал Алексей Гойденко

2010 — Выставка выпускников института искусств; Выставка «Соната Единорога», Новосибирский краеведческий музей. 

2011 — V Межрегиональная молодёжная художественная выставка в Барнауле; V Межрегиональная художественная выставка «Аз.Арт.Сибирь-2011»; Региональная молодёжная выставка «Соответствие»; Молодёжная выставка «Натюрморт бытовой».

2012 — Персональная выставка «Ланта-банк»; Выставка выпускников института искусств «Продолжение»; Всероссийский фестиваль молодых дарований в рамках 25-летия Красноярского государственного художественного института.

2013 — Персональная выставка, отель «Крона»; Региональная выставка к 80-летию Новосибирской региональной общественной организации «Творческий союз художников»; Выставка молодых художников «Контрасты».

2014 — Выставка «Буйство красок».

2015 — I межрегиональная молодёжная художественная выставка-конкурс «Очертание действительности»; Художественная выставка «Преемственность».

2016 — Благотворительная акция «Территория добра».

2019 — Выставка «Молодой дизайн»; Выставка «Свой дом»; Выставка «Неделя СибСтроительства»; Биеннале современного искусства «Связи»; Выставка «Животные»; Онлайн галерея «Цвета человечества»; Шестое место на церемонии вручения «Американской художественной премии»; Онлайн выставка «Открытый чемпионат Лондонской группы 2019».

2020 — Выставка «Вещественное доказательство».

2021 — Форум Сибирских отделений Творческого Союза художников России, проект «Срез».

2023 — Выставочный проект «Срез», посвящённый 90-летию образования Новосибирского отделения                         Союза художников России и 130-летию Новосибирска.

admin

Recent Posts

Страничка юнкоров в газете № 50 от 12 декабря 2024 года

№50 Подросток 12 декабря 2024 годаСкачать

47 минут ago

Свыше 25 тысяч новосибирских семей с начала 2024 года распорядились средствами материнского капитала

С начала текущего года 25,7 тысячи новосибирских семей распорядились средствами материнского капитала по различным направлениям,…

47 минут ago

Подарок от «Патриота»

Из центра «Патриот» в Сузунскую детскую больницу прибыли Снеговик и Белый медведь

1 час ago

Радостное ожидание

Пишет Кристина СИЛКИНА, Бобровская школа

19 часов ago

Память и духовный опыт поколений

X парламентские встречи в рамках Рождественских образовательных чтений, прошли в Законодательном Собрании Новосибирской области

21 час ago

Пьяного автомобилиста из Сузуна лишили свободы и конфисковали автомобиль его сожительницы

Управление автомобилем в состоянии опьянения, повлекло для сузунца наказание в виде реального лишения свободы и…

22 часа ago