Потому что хотелось жить
Кратко
Рассказ Людмилы Гуровой, ребёнка войны, о жизни в годы войны и после

Людмила Гурова, жительница Сузуна, родилась в мае 1942-го.
«В разгар Великой Отечественной появилась на свет, в это время я у мамы первая была. Саму войну не помню, через несколько дней после Победы мне исполнилось три года. По рассказам родных, да, знаю, как трудно жили. Ну а что говорить, есть тогда нечего было, топить дом тоже нечем. Всё было тяжело», — делится Людмила Ильинична, ребёнок Великой Отечественной войны.
В довоенное время родители Людмилы жили в Сузуне. «В 1941 году началась война, отец ушёл на фронт. Когда я родилась, маме есть было нечего самой, оттого и молока не было, и меня нечем кормить. Так из мёрзлой тёртой картошки киселёк сварит, меня и напоит, или драники пережуёт и накормит. И приходилось ей кормить тем, что сами ели. Хлеб берегли, по капельке крошили в еду или жёваный в марлю клали и давали в рот пососать. Хочешь жить – ешь! Видать, очень хотелось мне жить, раз плакала, но шмякала этот хлебный мякиш. Вот так и выходили меня», — вспоминает рассказы своей матери Людмила Ильинична.
Отец с фронта не вернулся. Погиб. «Ой, а как сказали, что война-то кончилась, все друг друга обнимаем, все рёвом ревём, — эти слова своей мамы пересказывает Людмила Ильинична до сих пор. И даже сейчас, спустя годы, на её глазах слёзы, когда она вспоминает маму. — Все были рады тому, что эта проклятая война окончилась».
После войны тоже трудно было, но как-то спокойней стало жить, потому что больше не уходили мужчины на фронт, в Сузун начали возвращаться выжившие на полях сражений. «Потом мама снова вышла замуж, ещё двоих родила: в 45-м и 49-м годах. Помню, утром, когда я просыпалась, корова уже подоена мамой, а мне, шестилетней девочке, оставалось выгнать телёнка в лес. После чего я бежала домой, присматривать за младшими детьми. Днём мама работала в пяти километрах от Нечунаевки в поле, возвращалась к нам лишь поздно ночью. Да ещё деду помогала с сенокосом для коровы и телёнка. Однажды вечером, когда мама шла домой, ей встретился волк. Мать едва справилась с ужасом, шептала молитвы, пока зверь не ушёл.
Несмотря на все тяготы, наша семья старалась жить хорошо. Мы сажали картофель, капусту, другие овощи, хотя еды постоянно не хватало. Дедушка был репрессирован по ложному обвинению, но позже его реабилитировали. Это наложило отпечаток на нашу жизнь, сделав её ещё сложнее», — рассказывает Людмила Ильинична.
С самого детства она мечтала учиться. В семь лет пошла в школу, несмотря на то, что одеть и обуть тоже было нечего. Приходилось надевать мамины прохудившиеся валенки, те были большие и на ногах еле держались. «Провалишься в сугроб, выдернешь ногу, а валенок там останется, найдёшь его, снег вытряхнешь и дальше идёшь. Мало того, они ещё и худые были, без пяток. Мама туда сена положит, а соседские мальчишки нарочно наступают на сено, хохочут», — говорит Людмила Ильинична. Но учёбу она не пропускала, ходила даже в самые сильные морозы и туманы. Особенно ей запомнилось, как однажды шла в школу, а на тропинку к её ногам замертво упал воробей, замёрз бедолага, она пыталась его спасти, отогреть, но тщетно.
Отдельные воспоминания остались в памяти на всю жизнь. И ими она сегодня делится с нашими читателями. И мечтает, чтобы подобное никогда не повторилось.
Ангелина МИЛОВА