Здравоохранение

Психологическое здоровье

Современный человек ежедневно испытывает психологические и социальные нагрузки: неразрешенные конфликты, неправильное разделение ролей и приоритетов, непредсказуемое поведение людей, появление большого количества неотложных дел, волнение за близких. Раздражители лишают нас энергии, опустошают нас эмоционально, вступают в конфликт с нашими убеждениями и ценностями. В итоге стресс может привести к хронической усталости, безразличию и снижению эффективности – ведь уставшие люди принимают не самые лучшие решения, не склонны к поиску новых идей.

Оказавшись в эмоционально напряженной ситуации люди, в силу особенностей воспитания, черт характера, возраста пытаются сдержать негативные эмоции. Не имея знаний и необходимых навыков, они попадают в ловушку саморазрушающего поведения: отсутствие способности к релаксации, неумение рационально использовать имеющиеся ресурсы, деструктивные пути выхода из напряженной ситуации с помощью алкоголя, сигарет, употребления большого количества кофе.

Владение приемами психогигиены позволит избежать перегрузок нервной системы, повысить трудоспособность, эффективно бороться с вредными привычками. Различают возрастную психогигиену, психогигиену быта, труда и обучения, семьи и половой жизни и др. Обучают методам психогигиены специалисты, но, ответственность за душевное состояние лежит на каждом из нас.

Очень часто психическое напряжение вызывают информационный дефицит, ситуации неопределенности, внутренние конфликты, тревога. В этот момент появляются навязчивые мысли, человек понимает, что в жизни у него идет что-то не так, но что именно надо изменить он не понимает, так как оказался в ловушке социально-одобряемых оправданий («я все правильно делаю», «я же для них стараюсь», «я лучше знаю, как поступить»). В этот период нарушается психологическое равновесие, теряется душевное и физическое здоровье.

Работа с собственными мыслями – один из важнейших приемов психогигиены. Для этого необходимо понаблюдать, какие появляются мысли, когда что-то идет не так, когда расстроены. Спросите себя: «Насколько точно отражается ситуация в моем сознании? Какие потребности у меня не удовлетворены на данный момент? Что я делаю для достижения результата? Чего я не делаю для достижения результата?». Ответы на эти вопросы возвращают в реальность, открывают доступ к имеющимся ресурсам, позволяют увидеть конструктивные пути решения проблемных ситуаций. Эта привычка — мощный механизм саморегуляции, что является основой сохранения и укрепления психического здоровья.

НЕСТЕРЕНКО Татьяна Владимировна,

психолог ГКУЗ НСО «РЦМП»

admin

Recent Posts

Как подготовиться к ЭКО, рассказала главный репродуктолог Новосибирской области

Продолжаем разговор о том, как стать счастливыми родителями здорового ребенка

7 часов ago

Спектакль «Соловей» Вячеслава Стародубцева номинирован на «Золотую маску»

Опера Игоря Стравинского «Соловей» в постановке режиссера Вячеслава Стародубцева  и дирижера Михаила Татарникова номинирована на…

8 часов ago

В подарок  маме

В «Сузунской ОШ-И» 17 ноября прошёл творческий урок

9 часов ago

Изучайте ПДД

Пишет  Анастасия МАСКАЛЕВА, Сузунская школа №2

10 часов ago

Понять внутренний мир подростка

Юлия Горбачёва уже 17 лет работает психологом в Сузунской школе №1

12 часов ago

Каждый сын любимый

Мальчишки активно участвуют в домашнем хозяйстве, помогают отцу в ремонте и строительстве

14 часов ago