Отмечая эту дату, учреждения и организации планируют посещения на дому людей с ограниченными возможностями здоровья, устраивают соревнования по примеру Паралимпиады, конкурсы красоты, танцевальные вечера, творческие выставки, где главными героями будут люди, имеющие группы инвалидности. Районная газета не остаётся в стороне. Наш рассказ — о двух судьбах.
Юлия
«Я не хожу уже четырнадцать лет, у меня первая группа инвалидности после ДТП», — Юлия Кобелева говорит о своём состоянии при встрече. Знакомы мы заочно. Конечно, наш разговор, прежде всего, о проблемах, с которыми ей приходится сталкиваться. Она перечисляет: «Хотя бы один магазин в Битках был оборудован так, чтобы я могла заехать на коляске! В больницу, понятно, не попасть: здание историческое и пристраивать пандус, видимо, нельзя. Но почему бы не рассмотреть другой вариант: двухэтажное здание конторы передать под медицинское учреждение? И людям было бы удобно, ведь оно в центре села и пустует. Конечно, я говорю спасибо медработникам: меня посещают на дому, с этим проблем нет. А в школу мне не попасть, коляска не заедет».
А как же сама она выезжает из квартиры? У дома пандус и отдельный вход. Это для Юли, поясняет её папа. У неё две коляски: в одной она дома спокойно движется из комнаты в комнату, а другая предназначена для улицы, к ней купили электроприставку. С аккумулятором удобнее: не руками вращать колёса. Но коляски имеют свой срок службы, их нужно менять время от времени. Есть ли проблемы с этим?
«Есть. Как инвалиду первой группы мне положена бесплатная коляска, — начинает объяснять Юлия. — Связываюсь с поставщиками, объясняю, что мне нужно такое устройство, чтобы я сама могла сесть в него, пересесть на другое место, например, на диван. Мне отправляют фото. По снимку ведь не понятно, насколько это будет удобно мне. Привезли. Это совсем не то, что нужно! Без посторонней помощи у меня не получается этой коляской пользоваться. Конечно, есть в мире множество удобных конструкций, но их нужно покупать. С моей пенсией в 17 тысяч приобрести коляску за 140 тысяч нереально. А нужна именно такая: где регулируются подлокотники, подголовник, спинка, подножки по длине голени; с ручками для сопровождающего, пультом управления и другими очень важными деталями. Приехали люди, я им объясняю, а они меня не понимают. Увезли своё изделие и опять мне шлют фото такой же коляски».
Первого июня впервые за долгие годы Юлии удалось устроиться на работу. Она бесконечно благодарна Сузунскому центру занятости населения и руководителю местного Дома культуры Светлане Зуевой: ей доверили сразу несколько кружков рукоделия. Она ценит возможность общения. Дети под её руководством сшили куклы-перчатки для театрального показа «Репки» и «Колобка», девочки вяжут цветы, повязки на голову. Макетирование из цветной бумаги, поделки и просто рисование — ей нравится наблюдать за детьми. Медицинская комиссия при оформлении рекомендовала четырёхчасовой рабочий день. Пока позволяла погода, Юлия сама ездила после обеда до ДК, благо, эта дорога асфальтирована. Сейчас её привозит папа на автомобиле. Любая добавка к пенсии важна, поэтому она вяжет на продажу шкатулки, игрушки, пледы, модные бактусы и другие изделия. Интернет помогает не замыкаться на своих проблемах, а зарабатывать.
В разговор вступает мама: «Мы обращались по поводу жилья для Юли в Сузуне. Нам не отказали, но и не решили эту проблему». А Юлия уточняет, что хотела бы переехать в районный центр, где больше возможностей для её сына: Арсений мог бы посещать музыкальное или хореографическое отделение в ДШИ. А ей самой хочется устроиться по специальности, она ведь бухгалтер.
«Мне без разницы, как посмотрели на меня прохожие, — уже на прощание произносит Юлия. — Но бывают неожиданные приятные моменты, например, мальчишки лет семнадцати сами предложили меня затащить с коляской в магазин или сузунский продавец сам спускается со второго этажа ко мне, чтобы я выбрала товар. И сыну так недавно куртку покупали: выбрали, примерили без меня. А потом он пришёл ко мне с продавцом, чтобы я оценила и одобрила».
Соня
«Это дочка меня учит, как пользоваться телефоном, какие есть функции, как зайти в «библиотеку» и посмотреть историю», — Евдокия Сергеевна перечисляет возможности восемнадцатилетней дочери. И это не удивляло бы, ведь многие из старшего поколения науку обращения с новыми гаджетами постигают благодаря детям и внукам. Но здесь случай другой: у Сони — инвалидность с детства.
«В роддоме мне врачи сразу сказали о её состоянии», — вспоминает Евдокия Сергеевна. И этой темы мы в разговоре уже не касаемся. Любому человеку и так понятно, что пережили родители, узнав о диагнозе их ребёнка. Конечно, старались узнать о прогнозах, и чем вызван недуг, как можно помочь дочке и чему учить её в первую очередь.
В каждой семье есть свой режим дня, мы привыкаем вставать в одно и то же время, завтракать, а потом разбегаемся, кто на работу, кто в школу. В детский сад Соня пошла в два года. «Малыши воспринимали её как обычного ребёнка. У неё спокойный характер, так что все ладили. Она умела кушать самостоятельно и обслуживать себя, и педагогам с ней было легко. И всё же ходила она в детский сад недолго по семейным обстоятельствам. Ни детский врач, ни педагоги не давали нам никаких рекомендаций, что делать, как развивать ребёнка. Я занималась с ней, как умела. Много с ней разговаривала, объясняла, почему мы делаем так, а не иначе. В поездках с папой в машине мы всегда пели. И до сих пор поём то песни из мультфильмов, то русские народные», — вроде об обычных вещах рассказывает моя собеседница, а почему-то сжимается сердце. В школу Соня пошла, зная буквы с пяти лет: обучающий плакат с азбукой висел в её комнате. Умела лепить из пластилина, вырезать, а раскраски с принцессами и альбомы с наклейками стали любимым увлечением.
С цифрами, однако, не ладилось, а особенно — с числами. Мама придумала, как помочь девочке записать, например, 25 — на слух Соня поняла, что число состоит из двойки и пятёрки. Научилась понимать время, глядя на часы. Так вместе, занятие за занятием, они старались не отстать от школьной программы. В коррекционной школе педагоги имеют такие специальные навыки, что вместе с родителями им удаётся делать чудеса. «Что дала нам школа?» — задаёт себе вопрос мама и отвечает, что, прежде всего, поняла: таких детей много. И есть случаи гораздо тяжелее, но люди стремятся жить, несмотря ни на что. Рассказывает, как помог логопед в школе. И то, что всё необходимое она может записать, а потом читать, если нужно — для Сони стало открытием и подтолкнуло к учёбе ещё больше.
Мы говорим, а Соня рядом, кивает и добавляет своё. Яна Николаевна Бауэр — это имя любимого учителя. Мама и дочь вспоминают всех педагогов, с помощью которых школьные годы стали для семьи полны открытий, важных событий: Ольга Ивановна Кожушко, Лариса Михайловна Благова, Ирина Александровна Бондарук. Социализация, то есть умение жить среди людей, узнавать знакомые места, пользоваться телефоном, транспортом, магазином… Однажды Соня по этому предмету сама себе устроила экзамен. Папа лежал в стационаре, а она решила его навестить. Не получилось с первого раза: зная, где находится детская больница, туда она и приехала. Папы не было, а спросить у незнакомых людей ребёнок не отважился. Мама была удивлена этой поездкой и объяснила, где сейчас папа, и вообще что такое стационар. Позже Соня собрала сумку для папы, наготовила всего и поехала навестить. Позвонила, папа спустился на первый этаж — это была радость, что ребёнок смог самостоятельно достичь поставленной цели.
Вспоминали со смехом, как у Сони тряслись колени перед первым выходом на школьную сцену, где она читала стихи. После девяти классов в школе состоялся выпускной. Общения стало не хватать. «Однажды мы узнали об обществе инвалидов в Сузуне, пришли к руководителю отделения ВОИ Светлане Михайловне Пановой, и она нам объяснила всё подробно, к каким специалистам можно обратиться. Мы вышли на контакт с инструктором спорткомплекса Любовью Николаевной Клыниной. Теперь в расписании Сони есть тренажёрный зал и бассейн — по два дня в неделю», — поясняет Евдокия Сергеевна.
Родители на пенсии, так что дома Соня не скучает одна. Она зарегистрировалась на разных сайтах в социальных сетях, придумала себе ник. К тому же у неё появилось хобби: искать в интернете кулинарные видеоролики. Пошаговое приготовление блюд ей понятно, она записывает рецепты и старается готовить. Мама подсказывает. Когда впервые Соня самостоятельно приготовила ужин, родители, приехавшие с грибами из леса, уставшие, были приятно удивлены: их ждали на столе жареная картошка и салат. Оладушки, горячие бутерброды с колбасой и сыром, каши уже освоены, на очереди — сладкая выпечка.
Девушка показывает свою комнату, здесь уютно, и в отдельном ящике — школьные тетради, грамоты и выпускной альбом, где написано о её имени. Читаем: «Она редко прислушивается к советам даже близких людей, а верит только личному опыту. Единственное, что могут решить взрослые — сделать этот опыт по возможности не столь болезненным. Ещё можно отметить любопытность и её тягу ко всему новому. У неё прекрасная от рождения память, а об отсутствии авторитетов мы уже говорили». И добавить нечего.
Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ
О видах устойчивых к антибиотику бактерий, больничных инфекциях и лабораторном тестировании антибиотиков рассказала главный микробиолог…
Рыба – полезный и вкусный продукт, который диетологи советуют есть не реже двух раз в неделю, а при желании…
Исследователи проанализировали 30 тысяч наиболее популярных рецептов, востребованных среди россиян, и составили список любимых продуктов
В преддверии международного праздника Дня матери редакция газеты «Новая жизнь» провела конкурс среди наших читателей…
За октябрь заковряжинские женщины-активисты сплели семнадцать маскировочных сетей
За последние два года усилились манипуляции в интернете