Разговор о заголовках
Кратко
Часто заголовок сравнивают с вывеской, он выполняет те же функции: информативную и контактную
Часто заголовок сравнивают с вывеской, он выполняет те же функции: информативную и контактную. Заголовок сообщает читателю, о чём статья. И одновременно приглашает прочесть.
Так и вывеска напоминает о магазине или аптеке и предлагает зайти. Мы заходим в аптеку и что видим? лекарства, а не кафетерий. (Можно не читать: В аптеке, кто не знает, можно бесплатно измерить давление. Эта услуга поможет при внезапном головокружении, ухудшении самочувствия: сотрудник аптеки посоветует, какое лекарство принять).
Заголовок должен привлечь, заинтересовать, но не обмануть, обещая то, чего на самом деле в статье нет. Обман вызывает раздражение, и человек перестаёт доверять газете, не будет её читать, а значит — подписываться или покупать.
Важность заголовка связана с тем, что его читает каждый. Глаза автоматически замечают на полосе все слова, написанные крупным жирным шрифтом. А если внимание читателя привлечь при помощи заголовка не удалось, статья, скорее всего, останется непрочитанной. Поэтому неудачный заголовок может обесценить все усилия, затраченные на написание хорошего материала. Как правило, на выбор заголовка уходит немало времени. В редакциях газет с большими тиражами есть отделы, которые занимаются только заголовками. Мы делаем всё сами.
По форме заголовки подразделяются на краткие и развёрнутые.
Краткий заголовок представляет собой фразу из одного, двух или трёх слов.
Примеры: Ввязалась в дело (любительница вязать оформила предпринимательство), Шпажки наголо (конкурс бутербродов и закусок к 23 февраля в классе), Дошло не сразу (работа сельской почты).
Развёрнутый заголовок — это полное предложение.
Примеры: ФАП? Да на здоровье! (открытие ФАПа в селе), Акция «Нас здесь не было» (об отдыхе на природе), Цвета жизни – светофоры (вожатые в детском саду), Хотите уехать? Вам и карты в руки! (как планировать летние каникулы).
Требования к заголовку. Заголовок должен:
• быть ясным высказыванием;
• заключать в себе основную идею текста;
• не противоречить содержанию материала;
• быть корректным, ярким и понятно сформулированным;
• возбуждать интерес читателя.
В современной журналистике распространёнными стали заголовки, построенные по принципу модификации устойчивого выражения. То есть берётся какая-то общеизвестная цитата, поговорка, фраза, а затем в ней заменяется слово на созвучное ему, но имеющее отношение к тексту. Получается фраза, сочетающая в себе смысл данного текста, который она озаглавливает, и авторскую оценку.
Примеры: Год в сапогах (Кот в сапогах)- о службе в армии, Красота требует средств (… жертв) – о благоустройстве, Квартирно жить не запретишь (красиво…) – о жилье для молодых специалистов, Травительный падеж (творительный …) – буллинг в школе.
Некоторые приёмы помогут упростить работу над заголовками.
Рассмотрим на примере. Допустим, юнкор работает на спортивном соревновании или утреннике в детском саду. Обратите внимание на песни, а они звучат! Запишите строчку, запишите её в поисковике, посмотрите в интернете текст этой песни. Выберите подходящую строку для заголовка.
Во время диспута или обсуждения фильмов, книг обратите внимание на высказывания людей (критические или восторженные). Запишите фразы в блокнот, обведите, чтобы не потерять. Хорошо, если в тексте вы процитируете эти слова, то есть акцентируете на них внимание читателя. Тогда понятным станет и заголовок.
Ещё пример. Во время экскурсии на маслозавод вы видите, как работает автомат по розливу кефира. Мастер рассказывает, как из молока получают новый продукт — кефир, как важно соблюдать качество, какую долю в прибыли предприятия занимает переработка.
Как думаете, можно ли дать вашему репортажу заголовок – Кефир рулит? Можно ли употреблять такие сленговые словечки в данном случае? Оказывается, можно. Они всегда привлекут внимание читателей к заметке или репортажу.
Только в текстах об официальных мероприятиях (Торжественные линейки, Вахты памяти) такие заголовки будут неуместными. Если есть вопросы, спрашивайте, не стесняйтесь.
Мы все учились понемногу… сказал однажды Александр Сергеевич Пушкин….
Елена Земляницкая