Культура и спорт

Рождество – волшебство и колдовство

Кратко

А знаете ли вы корни рождественских праздников? Откуда пошла традиция святочных гаданий?

После Крещения на Руси начали отмечать важный праздник – Рождество Христово. Это событие стало столь значимым для всего человечества, что от него повелось новое летоисчисление.

Долгое время власти и церковь пытались искоренить язычество и всё связанное с ним, но это было не так-то просто. В итоге, оказалось проще принять некоторые устоявшиеся традиции и обряды языческой культуры. Две противоположные культуры слились воедино. Наиболее яркие отличительные особенности приобрели народные святочные обряды. Святки – торжественные вечера в честь Рождества Христова.

Празднование среди крестьян открывалось общественным обрядом – «колядованием». Коляда– это языческий бог веселых застолий, его имя образовано от слова «коло» — круг, символизирует вечный круговорот жизни, смену дня и ночи, вечное движение от тьмы к свету. Именно в Святки в сузунских селах появились шуликаны. Так называли ряженых или «машкорованных» (маскированных). Рядиться могли и молодые и пожилые; но надевать маски позволяла себе только молодежь. Объясняя это, бывшие шуликаны говорили, что люди в возрасте «боялись греха», так как верили, что шулякуя превращались на время в «нечистую силу». Если ряженые хотели повеселить, посмешить людей, то машкорованные – испугать. Ходили машкорованные не в компании, а поодиночке, неслышно заходя в избу или заглядывая в окна, чтобы застать человека врасплох.

Гадание на Рождество считается наиболее правдивым. Именно гаданиям во время зимнего солнцестояния (а это и есть период святок) придавалось особое значение в языческие времена. Считалось, что в эти дни потусторонние силы были наиболее активны, а границы между мирами более тонки, что и способствовало более правдивому результату новогодних, рождественских и святочных гаданий. Гадания в Святки длились с 25 декабря по 6 января.

Очень распространено было в сузунских селах бросание пимов, раскручивание на клюке (кочерге). «В Сочельник раскрутит на клюке, в какую сторону побежишь, оттуда и муж». Часто гадали на тыне. Захватывали руками как можно больше палок и считали: вдовец-молодец, куль-мешок, сусек-мешок. Если попадался «куль» или «сусек», то ждать девушке богатого мужа, а «мешок» — бедного. О состоятельности судили и по поленьям, которые окунали в прорубь. Такие поленья клали на мороз и смотрели: покроется инеем – к обеспеченной семейной жизни, а обледенеет – к бедной. По толщине льда судили о росте будущего супруга по принципу: чем толще наледь, тем выше. А вот чтобы узнать характер свекрови, бросали камни с каменки (печи в бане) в прорубь. Забурлит, запузырит вода – злая свекровь будет, нет – добрая.

Веками праздник Рождества вдохновлял поэтов и художников на создание великих произведений искусства. В Сузунском краеведческом музее «Центр исторической информации» хранится редкая храмовая икона «Рождество Христово». Она была оформлена бывшим директором Михаилом Ефимовичем Земляницыным третьего мая 1979 года. В книге регистрации основного музейного фонда им оставлена такая запись: «Взята в 1962 году в семье 68-летних дедов, которым она досталась от предков».

На иконе изображён библейский сюжет рождения младенца Иисуса. В центре – Дева Мария с младенцем, окруженная волхвами. Вифлеемская звезда сияет на небе. Икона написана чистыми и нежными красками: свет, радость и покой передал автор своим творением. Эта редкая икона имеет круглую форму диаметром 65 см и толщиной 5 см. Для прочности укреплена шпонкой – специальной перекладиной. Настоящий раритет, она находится в хорошем состоянии, и была представлена нашим посетителям в рамках праздничной познавательной программы «Рождественские чудеса».