Земляки

Шипуновская песенница  

Вот здесь, на краю деревни Шипуново, где берёзы подступают к самым домам, и живёт со своей дочерью моя героиня — Анна Васильевна Рогова.

Тишина, пьянящий запах черёмухи, возле палисадника — золотое море одуванчиков, в большие светлые окна заглядывает солнце. «Вот самое время переводить телят на летние выпаса: трава-то как поднялась», — смотрит на улицу моя собеседница. 

В далёком 1952 году после окончания восьмилетней школы она пошла работать в колхоз разнорабочей. «А как иначе!» – говорит она, ведь в семье её родителей Пелагеи Фёдоровны и Василия Михайловича Поповых было ещё пятеро младших детей. Какую бы работу ни приходилось выполнять им, подросткам, делали на совесть. За что от бригадира получали «большое спасибо» да трудодень. А что им, семнадцатилетним, надо ещё?! По дороге домой и в кратких перерывах они пели. А уж петь-то моя собеседница — большая мастерица! До сих пор те, с кем работала Анна Васильевна, утверждают, что она пела всегда. «И на работе, и по дороге домой, и даже, когда пойдём с ней по ягоды, – поёт!» – с особой теплотой говорит о ней Лизавета Петровна Ковынева.  

Вот за трудолюбие, оптимизм, за песни и хорошее отношение к работе и пригласил заведующий фермы № 4 Карл Иванович Герлингер девушку поухаживать за телятами. Много времени прошло, но первое лето моя героиня помнит до сих пор. «Выгнала телят из денника, а они и рады! Давай прыгать, скакать, и вдруг один теленок упал – какие-то колики начались у него. Благо, это было недалеко от деревни. Испугалась я, да бегом к ветработнику Марии Фёдоровне Кривопаловой. Она меня выслушала, успокоила. Беги, говорит, к телятам, всё хорошо, так бывает, когда их выпускаешь на волю. Прибежала, а все телята живы, здоровы. В зимнее время весь молодняк был во дворах. Скотники завозили корма, помогали – ведь у каждой телятницы было по 45-50 голов. Как-то пришла я пораньше на работу, гляжу, а в проходе стоит запряжённая лошадь с возом сена на санях. Вроде бы вполголоса помянула скотника крепким словцом, глядь, а из-за лошади выходит председатель Александр Михайлович Аладинский. Оторопела я, так неловко стало».  

«Ты уж его не ругай, Аннушка, это я его задержал, — как бы извиняясь, сказал председатель. – Спасибо тебе за хорошую работу». А как было плохо работать? – вспоминая тот случай, говорит моя героиня. — В хозяйстве работали главный зоотехник Михаил Иванович Клочков – большой знаток своего дела. До сих пор добрая у меня память и о руководителе — Николае Фёдоровиче Шишкине».

А сколько добрых слов было сказано в адрес Галины Геннадьевны Назаровой, работавшей тогда председателем профкома! На ферме был хорошо оборудованный красный уголок с телефоном, радио и телевизором. На стенде всегда были свежие новости по колхозу, боевые листки с ежедневными результатами трудовой деятельности бригады.

Прошло более сорока лет, а моя героиня помнит и весь рацион кормления своих подопечных, сколько их было в каждой клетке.

«А чего же ты про свои награды молчишь?» – улыбается дочь Галина. А вот они, награды: ковры, паласы, электросамовары и трудовая книжка, вся в записях о денежных премиях. 

И это заслуженно. Ведь при плане среднесуточного привеса телят в хозяйстве по 500 граммов на голову, у Анны Васильевны было 800 граммов. Почему? «А я им постоянно песни пела», — смеётся в ответ моя собеседница. 

Вот за высокие показатели в работе и наградили 16 мая 1986 года мать семерых детей Анну Васильевну Рогову серебряной медалью ВДНХ за № 4459. Медаль вручали в сельском Доме культуры. «Полный зал народа, все хлопают в ладоши, музыка играет. У меня такое волнение!» – не забыть моей героине, как чествовали её односельчане.

Спасибо тебе за труд, Анна Васильевна! Здоровья тебе, уважаемая!

Нина ИЛЬИНЫХ, Шипуново