«В 1939 году в село Нижний Урюм Здвинского района, откуда я родом, провели радио. А через два года, 22 июня, из приёмника прозвучало страшное сообщение о начале войны. Мне шёл тогда девятый год», — вспоминает труженик тыла Великой Отечественной войны Алексей Степанович Савченко.
Тот день он описывает словно вчера… «Взрослые были на покосе, в деревне оставались лишь дети да старики. Когда разнеслась молва о передаче важного Правительственного сообщения в назначенное время – все бросили свои дела и поспешили к радиоприёмнику на центральную площадь села. Хоть всем и было известно, что лидер Советского Союза Иосиф Сталин заключил с Германией пакт о ненападении, нижнеурюмский народ догадывался, что речь пойдёт о войне. Настроив радиоволну 76 Новосибирской станции, услышали подтверждение. Плачем, криками и горечью пропиталась атмосфера площади. Мужчин в этом сообщении обязали явиться в военкомат. Следом забрали технику и коней с деревень на фронт.
Мой отец не пошёл на фронт лишь потому, что был инвалидом с прошлой войны. Мы с братом помогали ему пасти коров в колхозе. Летом пас с отцом. Зимой ходил в школу, у нас в деревне четырёхлетка была», — рассказывает Алексей Степанович.
В 1942 году он пошёл в третий класс, его брата тогда отправили работать на конеферму за восемь километров от дома. А через год, после окончания четырёхлетки, направили туда и Алексея.
На конеферме жили круглый год – выращивали коней для фронта. Подросткам объявили, что они мобилизованы и домой их отпускать не будут. Из Куйбышевской военной части весной приезжали офицеры и сверяли документы на годовалых жеребят, которых распределяли по категориям: к первой относились верховые кони; ко второй – крепкие, чтобы могли таскать пушки; к третьей группе отбирали обозных, чтобы возили на передовую снаряды, а в тыл – раненых. Самых слабых оставляли.
«Мы ухаживали за новорождённым скотом до весны, потом передавали животных старшим ребятам, а себе брали новых. Как говорили старики, волков много с фронта к нам прибежало, и они охотились на мелкий скот, поэтому их пасли только взрослые.
Летом ещё мы работали в поле на колхозных лошадях, но их было мало, — окунается в воспоминания Алексей Степанович. – Зимой в шесть часов утра вставали, чистили лошадей, потом возили им сено. Затем брали большую деревянную бочку, запряжённую в сани, и ездили за водой к шахтному колодцу. Сейчас смешно вспоминать, как мы тянули эту тяжёлую бочку с водой. Она была огромная, крепкая, кованная. Вместе с напарником опускали вёдра в колодец, набирали примерно по два с половиной ведра воды и переливали в бочку. Мне было тогда почти 13 лет, сил было не много. Пока довезём воду, все мокрые становимся, а обуви нормальной не было — старые валенки вставали колом ото льда. Приедем обратно, ставим бочку на подставку, сами бегом переодеться — обувь размокшая, пальцы замерзли. Отогревались у русской печи в хозяйственном помещении, там же сушили одежду и валенки. Жили тогда группой подростков в стареньком доме с двумя комнатами, где стояли кровати и старая мебель. Вечером вся одежда высыхала, а утром снова повторялось то же самое. Так мы проработали до окончания войны».
Радостная новость о Победе пришла на небольшую конеферму по радио. Один деревенский мальчишка, услышав радостную весть, выскочил на улицу и громко закричал: «Война кончилась!». Его сообщение быстро распространилось до каждой бригады. Наступила великая радость, от которой слёзы катились по щекам — война закончилась! «Но одновременно ощущалась горечь потерь: половина мужчин нашей деревни осталась лежать на полях сражений. Наш колхоз до войны был богатым, успешным предприятием, гордостью района. Председатель колхоза участвовал в сельскохозяйственной выставке, награждался высокими наградами. Всё изменилось с началом войны, большинство работников ушли защищать Родину, оставив хозяйство в руках женщин и подростков», — с сожалением рассказывает Алексей Степанович.
После этого он вернулся в Нижний Урюм поднимать родной колхоз. Работал в поле: пахал на быках, сеял, косил и выходил на уборку урожая. Затем проходил срочную службу на Дальнем Востоке в зенитных войсках. Вернувшись из армии в 1955 году Алексей Савченко увидел, что в колхозе произошли большие перемены: лошадей и быков сменили грузовики и трактора. Без специальности не брали на работу, а свободных мест на обучение не было. Подумав, вспомнил своё желание строить и обратился в строительную бригаду при колхозе. В то время в Нижнем Урюме предстояли крупные стройки — здание клуба, контора, четырёхрядные фермы. За зиму Алексей освоил профессии плотника и столяра, с тех пор занимался строительством в колхозе до 1968 года. Женился, родились дети.
В 1969 году решил переехать с семьёй в Сузун. Узнали об том живописном посёлке, окружённом сосновым бором, от друзей-соседей, которым врач рекомендовал жить в похожем климате. Здесь Алексей Степанович устроился в Сузунский леспромхоз, где работал сначала строителем, а потом инженером до самой пенсии.
Сегодня Алексей Савченко наслаждается заслуженным отдыхом и делится воспоминаниями о своём непростом жизненном пути с наследниками Победы. Переживший голодные военные годы, тяготы восстановления страны и испытавший радость мирного труда, он остаётся скромным, светлым и мудрым человеком, примером настоящего патриотизма и ответственности. «Главное, чему учит жизнь, — это умение беречь мир и уважать чужой труд», — улыбаясь, добавляет Алексей Степанович.
Ангелина МИЛОВА
Жители региона могут оценить эффективность деятельности руководителей до 31.12.2025
В Новосибирской области активно продолжают заключать контракты на военную службу
Проект из села Шарчино получил 67 000 рублей на развитие условий досуга детей
В Новосибирской области 34 предприятия сельскохозяйственной отрасли увеличили выработку и снизили время протекания процессов благодаря…
Глава района Вячеслав Горшков встретился с жителями улицы Лесной
Совместный проект газеты «Новая жизнь» и отдела архива Сузунского района «Год Победы — год за…