В актовом зале Сузунской ЦРБ 10 июня царила атмосфера волнения и торжества: студенты выпускного курса Новосибирского медицинского колледжа успешно прошли все этапы обучения и собрались на защиту дипломных работ. Этот день стал кульминацией трёх лет упорного труда, напряжённых занятий и практической подготовки.
С чего всё начиналось
Наталья Шахова, главная медицинская сестра Сузунской ЦРБ, была куратором у студентов, на ней лежала вся организационная и методическая работа. Она рассказала: «В начале шестидесятых годов прошлого века на базе нашей ЦРБ был реализован первый опыт обучения студентов медучилища. В 1996 году мы снова набрали студентов. Курировала это направление Светлана Константиновна Никифорова. Педагогами у будущих медиков были практикующие врачи: Елена Арнольдовна Костина, Надежда Николаевна Невдачина, Александр Михайлович Синица и другие. Выпустили мы тогда 35 человек. Многие из них пополнили штат больницы.
В настоящее время в Сузунском здравоохранении вновь образовался дефицит кадров среднего медперсонала. И главным врачом Владимиром Николаевичем Утёнковым в 2022 году было принято решение организовать обучение на базе ЦРБ – создать сетевую группу от Новосибирского медицинского колледжа. Кстати, подобные группы студентов обучаются в Венгеровской, Чулымской, Краснозёрской, Маслянинской, Черепановской, Мошковской и некоторых других районных больницах».
Когда объявили о наборе абитуриентов в колледж, заявления подали 35 человек. Все они имели не ниже среднего образования. Приёмная комиссия засчитывала при поступлении результаты ЕГЭ по биологии, химии и русскому языку. Также будущим студентам необходимо было пройти тестовый контроль. 27 человек удачно справились с испытаниями и были зачислены в учебное заведение. У кого баллы были повыше, прошли на бюджет, остальные – на платное отделение. Но в процессе учёбы некоторые хорошо успевающие студенты были переведены с платного на бюджет.
«К сожалению, в процессе обучения пятеро человек были отчислены: кто-то по собственной инициативе, кто-то решил, что медицина – не его, а кто-то просто за неуспеваемость. В итоге осталось 22 человека, — продолжает Наталья Васильевна. – Обучение велось шесть дней в неделю. В актовом зале больницы мы поставили парты, медиа-проектор, доску. В качестве педагогов привлекли учителей из Сузунских школ и медицинских работников ЦРБ. Например, историю преподавал Алексей Мешков, физкультуру — Анна Бакурова, английский и немецкий языки — Екатерина Лобацкая, математику — Ольга Федотова, основы философии — Ольга Пенькова и другие учителя. Медицинские работники преподавали латинский язык — Алексей Нога, анатомию и физиологию — Роман Иост, фармакологию и микробиологию — Олеся Кудрина, генетику — Татьяна Козуб, здоровье человека и его окружение и медицину катастроф – Александр Ахматгараев, этические аспекты профессиональной деятельности и социально-психологическую адаптацию вела я. Также преподавали Кирилл Утёнков, Глеб Куликов, Наталья Зырянова, Светлана Сушкина».
Учить лечить
На защиту дипломных работ студенты пришли в полном составе. Перед началом они заметно волновались. В составе государственной аттестационной комиссии были медики, которые на протяжении трёх последних лет провели много часов в этом кабинете: Роман Иост, Наталья Шахова, Светлана Сушкина и Наталья Зырянова. Они рассказали, чему учили будущих коллег.
Наталья Зырянова, старшая медицинская сестра поликлинического отделения, пояснила: «Я вела разные предметы, в основном, теоретические, связанные с подготовкой выпускной квалификационной работы. Мы учились ставить цели, определять задачи для решения каких-то проблем, учились составлять анкеты для того, чтобы выяснить проблемы пациентов, учились вести профилактическую деятельность, составляли тексты бесед, памятки для пациентов с определёнными заболеваниями.
В ходе уроков я поняла, что быть педагогом очень сложно, потому что для слушателей нужно не только донести знания, но и ответить на их вопросы. Поэтому постоянно приходилось готовиться к лекциям, самой изучать все темы».
Светлана Сушкина, старшая медицинская сестра отделения анестезиологии и реанимации, отметила: «Я вела сестринское дело и реаниматологию. У меня уже есть теоретическая база преподавания, поскольку я окончила Кемеровский университет по специальности психология. Но практически это у меня первый опыт в качестве педагога. Я всегда переживала, смогла ли донести до студентов нужную информацию. Мы придерживались тех программ, которые были разработаны в колледже. Конечно, в процессе лекции я опиралась ещё на свои собственные знания и источники и давала им много информации для общего развития, потому что база — это одно, а разносторонние широкие взгляды медицинского работника — это совершенно другое».
Роман Иост подчеркнул: «На три года я и мои коллеги стали педагогами. Мы учили лечить. Сложно ли быть педагогом? Во-первых, это такая новая стезя, к которой раньше, в принципе, мы не касались. Во-вторых, тяжело самому для себя в голове какие-то приоритеты расставить. Я вёл один из самых сложных предметов – анатомию, потому что в ней невозможно понять что-то логикой, какими-то домыслами, надо только учить. Поэтому мы с ними сразу договорились, что будет тяжело, но потом будет легко. Никому никаких поблажек не делал. Жизнь не прощает поблажек. Они ведь с людьми будут работать».
Шаг навстречу профессии
«Ну вот, у нас сегодня финишный рывок, после которого останется совсем чуть-чуть, полшажка к получению диплома. Мы с вами простимся как со студентами, и встретимся уже как с коллегами», — приветствовал Роман Николаевич студентов.
А затем началась сама защита. Темы дипломных работ отличались актуальностью и практической значимостью, отражая современные тенденции и вызовы в сфере здравоохранения. Перед аттестационной комиссией студенты демонстрировали свои знания, навыки и умения анализировать сложные медицинские проблемы. В ходе защиты выпускники представляли результаты своих исследований, отвечали на вопросы комиссии и аргументированно отстаивали свою точку зрения.
По итогам защиты все студенты успешно справились с испытанием. Председатель государственной аттестационной комиссии Роман Иост отметил: «Уровень подготовки студентов был высоким. Дипломные работы выполнены на профессиональном уровне, будущие медики продемонстрировали глубокое понимание теоретических основ и практических аспектов выбранной специальности. Особенно порадовало, что многие студенты уделили внимание вопросам профилактики заболеваний и повышения качества жизни пациентов».
Впереди молодых людей ещё ожидают два этапа аккредитации. «30 июня они поедут в Новосибирск на первый этап, — пояснила Наталья Шахова. — Пройдут тестирование, две тысячи вопросов будут разбиты на билеты, в каждом по 60 вопросов. Студенты должны будут ответить хотя бы на 70%. А в июле они должны будут на втором этапе аккредитации показать свои практические навыки: сделать внутривенную инъекцию, провести сердечно-лёгочную реанимацию… И только после этого получат дипломы о среднем медицинском образовании. Мы уверены, что они станут хорошими специалистами, способными оказывать качественную медицинскую помощь населению».
Без любви нет медика
С помощью выпускников колледжа в Сузунском здравоохранении будут закрыты большинство вакансий среднего медперсонала. На это очень надеется руководство ЦРБ.
Выпускники поделились своими впечатлениями об учёбе и планами на будущее. Галина Абрамова рассказала: «Я бы очень хотела работать в нашей поликлинике. Очень удобно было учиться, не выезжая в город. Учиться было ещё и интересно, потому что наши преподаватели не только хорошо владеют теорией, но и имеют большой опыт практической деятельности. Мы проходили практику в разных отделениях: педиатрическом, терапевтическом, хирургическом, реанимации и других. Поняли, что в медицине не бывает легко, отдача должна быть на все сто процентов».
Татьяна Желтухина призналась: «Я 10 лет отработала в «Галатее» официанткой. И вот решила сменить профессию. После школы училась в Барнауле в медицинском колледже, но по глупости бросила его. А сейчас, раз появилась такая возможность – отучиться на медсестру по месту жительства, решила использовать этот шанс. У меня трое детей, было сложно совмещать дом, семью, работу и учёбу, но я справилась, и очень этому рада. Планирую после получения диплома устроиться в инфекционное отделение и посвятить свою жизнь медицине».
Виктория Презенцова отметила: «У меня мама работает в рентген-кабинете. После одиннадцатого класса обучалась в Новосибирском медицинском университете, но в связи с финансовыми и семейными проблемами пришлось уйти. Сейчас у меня семья, дети маленькие, куда-то ехать учиться нет возможности. Когда стали набирать группу в медицинский колледж на базе Сузунской ЦРБ, я сразу же решила поступать. По первой профессии я парикмахер-универсал, работала в «Ирисе» восемь лет. Но с большим желанием меняю профессию. Хочу работать в рентгенкабинете, поэтому после получения диплома буду ещё учиться на специальных курсах на рентгенлаборанта».
Олеся Ребрикова пояснила: «Я работаю учителем-логопедом в КЦСОН, обучаясь в медицинском колледже, дополняю свою профессию. Первое моё образование — высшее педагогическое. Логопедия идёт на стыке медицины и педагогики, поэтому мне всегда хотелось больше знать о разных механизмах речевых нарушений, чтобы оказывать квалифицированную помощь, медико-логопедические услуги. Вот собственно с этой целью я и пошла учиться, чтобы получить второе – уже медицинское образование».
Напутствуя своих студентов, которые за три года стали родными, Наталья Шахова говорит: «Главное, не разочаруйтесь в профессии, которую вы выбрали. И ещё: любите своих пациентов. Без любви нет медика».
Светлана ИОСТ
Фотографии: https://vk.com/suzungazeta?z=album-211844354_305912171
Совместный проект газеты «Новая жизнь» и отдела архива Сузунского района «Год Победы — год за…
На здании Сузунской ЦРБ торжественно открыли памятную доску Михаилу Кузьмичу Чегодаеву
Поздравление Андрея Шимкива и Андрея Теплякова с Днём медицинского работника
Поздравление Вячеслава Горшкова и Андрея Севрюженко с Днём медицинского работника