Земляки

Сузунские лётчики о любви к небу

Кратко

Разговор об авиации с людьми, которые популяризируют её в Сузунском районе

Откуда она берётся, и почему остаётся на  всю жизнь, никому не известно. Но факт остаётся фактом – любовь к небу приходит без приглашения в самом детстве и её ничем нельзя заменить.

Поговорим об авиации с людьми, которые популяризируют её в Сузунском районе и относятся к полётам, как к своему хобби.

Алексей Попов, пилот, военный авиатехник: «В авиации с 1994 года, а опыт лётной работы с 2018 года. В 1979 году из Новосибирска в Сузун летали самолёты АН–2, в простонародье «кукурузники». В детстве я жил на улице Пролетарской. Помню, залезал на крышу, мне было три или четыре года, и смотрел, как  самолёты заходят на посадку. Тогда во мне зародилось желание — быть лётчиком. Тайно прибегал на территорию аэродрома, наблюдал за прыжками парашютистов. Однажды удалось пробраться в самолёт, и пилот прокатил меня несколько метров по земле — так я первый раз побывал в самолёте. Каждый раз, когда я поднимал голову и смотрел в облака – я хотел летать, но боялся. Желание и страх постоянно боролись во мне друг с другом.

Алексей Попов: «Не смотря на то, что сейчас сложно чем-то удивить детей, мы ищем тех ребят, кто так же, как и мы в детстве, хотят летать».

    После школы поступил в Ачинское военное авиационно-техническое училище. Закончил его лейтенантом, по распределению попал на Камчатку. Дослужил до звания капитана. Уволился из армии и думал, что с авиацией  покончено. Но, как бы — не так.

    Каждый год, по зову души ездил в Мочище, на авиашоу, смотрел, как пилоты выполняют фигуры высшего пилотажа. В эти моменты, сердце моё было там – в небе, вместе с пилотом. Появилось желание обучиться на частного пилота. На мочищенском аэродроме  нашёл своего инструктора, им стал Александр Масюков. Как-то раз он мне  сказал, что сегодня я лечу сам. В этот момент я и переродился в пилота, который принимает на себя всю ответственность за полёт».

    Анатолий Харитошин, командир авиационной эскадрильи самолётов ЯК-40 и ТУ-154: «Мой отец был киномехаником, возил и показывал художественные фильмы по сёлам. Однажды он запустил аппаратуру у нас дома. В киножурнале я увидел, как самолёт АН-2 во весь экран летит на меня. Тот момент врезался в мою память, наверное, это и было отправной точкой выбора жизненного пути.

Анатолий Харитошин: «Билет на АН-2, который раньше прилетал из Новосибирска в Сузун, стоил пять рублей, поэтому летать в город на самолёте, было быстро и не дорого».

    После школы удачно поступил в городе Бугуруслан, в лётное училище.

    Хорошо запомнил свой первый полёт с инструктором в училище. Перед тобой приборы и вся земля. Первый штопор (неуправляемое падение). В 1967 году совершил первый самостоятельный полёт. Потом ещё было очень много полётов. По распределению попал в Среднюю Азию. Первые годы моей лётной деятельности работал на АН-2, обрабатывал поля. Потом был один из лучших самолётов 50-ых годов ИЛ-14.

    В качестве пилота облетел немало мест: На Севере, за полярным кругом до мыса Каменного, Северного Ледовитого океана. На юге – до Кушки – самой южной точки СССР.

    Как – то был интересный случай, который, наверное, запомнили все мои пассажиры. Я работал на ЯК-40, командиром. Мы летели из Нукуса в Ташкент, это полёт с запада на восток, через пустыню Кызылкум. Слева, в 500 километрах находился космодром Байконур. Это было начало 80-ых годов, тогда запуски ракет транслировались по радио. Во время выполняемого рейса, я объявил пассажирам по громкой связи, что через минуту, слева, вы увидите запуск космического корабля. Были уже сумерки и пассажиры смогли увидеть это зрелище во всей красе. Они потом меня очень благодарили за это. Доводилось видеть изумрудные лучи северного сияния.

    В 90-х годах я мечтал создать в Сузуне что-то типа авиационной базы, с ангаром, самолётами, авиаклубом. Тогда по ряду причин это сделать не удалось.

    Сейчас, в 301 школе от авиацентра я занимаюсь с детьми, которые хотят связать свою жизнь с небом. Обучение проходит на специальном тренажёре, имитирующем кабину самолёта. Уровень подготовки наших ребят достаточно высокий, так как общая моторика и общее понимание и на тренажёре, и на настоящем самолёте – одинаковое».

    Валентин Ерёменко, командир воздушного судна Западно-Сибирской авиабазы авиационной охраны лесов, города Омска: «С детства хотел быть военным. Занимался в секциях по моделированию машин и самолётов.  Закончил Харьковское военно-авиационное училище. Отец тоже был военным, наверное, поэтому свой выбор считаю очевидным.

Валентин Ерёменко: «Нельзя сказать, что лётчик более стрессоустойчив, просто нас готовят так, чтобы мы могли принять правильное решение в экстренной ситуации».

    Начал летать на военных вертолётах начальником бортового узла связи. Это специально-оборудованные вертолёты, предназначенные для координирования боевых действий. Потом меня перевели в Барнаульское училище лётчиков. Так я оказался на Меретском  полигоне, где и закончил службу. Затем я обзавёлся семьёй, остался в Сузуне и  некоторое время занимался деятельностью далёкой от авиации — работал в Сузунской ЦРБ системным администратором.

    Когда был принят новый Воздушный кодекс РФ, появилась авиация общего назначения и возможность выучиться в частном порядке.

    В этом же году захотелось возродить авиацию в Сузуне. В 2016 году у меня появился первый самолёт, на котором  можно было начинать летать. В 2017 году — второй.

    Здесь, в Сузуне мы имеем посадочную площадку на базе бывшего аэропорта и  самолёты. Мы летаем в своё удовольствие, популяризируем авиацию. Стать владельцем личного самолёта – примерно то же самое, как содержать хороший джип. У тебя должно быть пилотское свидетельство, зарегистрированный по всем правилам самолёт, пройденная медкомиссия, оборудованное место для посадки, возможность следить за техническим состоянием, своевременно проходить освидетельствование воздушного судна. А также нужно зарегистрироваться на сайте Росавиации для подачи планов полёта.

    Помимо возможности летать в своё удовольствие, мы хотим возродить авиалесопатрулирование сузунских лесов. У нас для этого есть всё: самолёты, пилоты, техник».

Мария МАРЧЕНКОВА