Талантливых детей и благодарных родителей
Кратко
Пишет Артём СОКОЛОВ, Сузунская школа №2
С чего начинается школа? И вы не ошибетесь, если скажете, что с директора!
Мне кажется, что директор подобен режиссёру, который создает спектакль, хотя сам не всегда появляется на сцене. Его роль трудно обозначить одним словом, он и педагог, и психолог, и менеджер, и финансист, и строитель, и исследователь, и стратег… Его уверенность в успехе заряжает оптимизмом и учеников, и учителей, заставляет поверить в свои силы.
Ольга Федоровна Попрыга – директор самой замечательной школы в Сузуне, той, в которой учусь я. Этот год для Ольги Федоровны стал юбилейным, ровно десять лет назад она возглавила нашу школу.
— Ольга Федоровна, расскажите, а кем Вы хотели стать в детстве и почему выбрали именно профессию учителя?
— Если рассудить, то особого выбора и не было. Мы же дети деревенские, и для нас самой значимой фигурой везде и во всём был учитель. Всё наше детство учитель всегда был рядом: на уроках, на субботнике, в походе, в зоопарке, на речке. Мой папа работал в школе. Я была активисткой школьных мероприятий. Во время каникул многие сельские ребята подрабатывали в совхозе. И поэтому, когда пришло время выбора будущей профессии, передо мной было только два пути: либо стать педагогом, либо аграрием. Решила поступать в НГПУ, мама на этом настояла, сказала: «Будешь учителем».
— Почему предпочтение из всех школьных предметов отдали русскому языку и литературе?
— Честно Потому что побоялась сдавать математику. Хотя с ней было всё хорошо, и экзамен сдала на «5», и в аттестате стоит «5». На выбор было два факультета: русский язык и литература и учитель начальных классов, а для учителя начальных классов нужна была математика. И я струсила. Но сейчас даже очень рада тому, что получилось именно так, потому что этот факультет для меня оказался очень многогранным и дал мне много возможностей в познании, для меня это выбор стал удачным.
— Какие эмоции Вы испытали в первый день работы директором?
— Страха не было. Но было чувство огромной ответственности и волнение. Оно присутствует и сейчас. Да, страх победил огромный груз ответственности, который чувствовала. Коллектив школы №2 — это серьёзная организация, имидж которой создавался и создаётся большим трудом многих людей. Я понимала: раз мне доверили школу, значит, я должна и могу этот груз на себе нести.
— А какие качества Вы больше всего цените в людях?
— Это открытость и честность. Всё должно быть справедливо и без каких-либо подводных камней. Я не люблю в людях скрытность и лицемерие. Пусть лучше с эмоциями, но честно, чем хладнокровно и сомнительно.
— Какие планы Вы ставите для себя?
— Планы у нас всегда амбициозные, хотим быть лучшими, чтобы в нашем учреждении были созданы все условия для качественного образования, занятий творчеством, чтобы дети чувствовали здесь себя комфортно, имели возможность проявлять свои способности и достигать высоких результатов. И для этого мы делаем и будем делать всем коллективом всё возможное.
— А какой бы Вы хотели видеть нашу школу?
— Мне бы хотелось видеть её счастливым местом для учеников, тем местом, куда хочется приходить детям, где им комфортно, удобно, безопасно, чтобы каждый выпускник вспоминал о ней, как о родном доме, где всегда тепло на душе, где родные люди, школьные друзья. Хочется, чтобы у наших выпускников никогда не исчезало из памяти имя первой учительницы и именно со школой была связана история или случай, которые бы сыграли значительную роль в дальнейшем становлении каждого человека.
— Есть ли у Вас какой-то жизненный девиз, которому Вы следуете?
— Мой девиз: никогда не останавливаться на достигнутом, всегда ставить перед собой цели, и даже если что-то не получается – идти дальше.
— У каждого лидера есть сильные и слабые стороны, что бы Вы посоветовали нашим ученикам-лидерам?
— Чётко понимать, что если ты — лидер, значит в ответе за других. В связи с чем, нужно чётко определять, чего ты хочешь от любой ситуации, оценить ресурсы для достижения любой цели, не бояться ошибиться и открыто признавать свои ошибки и, самое главное, всегда оставаться человеком в любой ситуации, потому что мы работаем с людьми. Мы взаимодействуем, сотрудничаем, вместе решаем определённые задачи. Если ты — лидер, ты в других должен видеть их сильные и слабые стороны. Моё пожелание детям-лидерам: в каждом человеке видеть ресурс и давать ему возможность проявлять себя, не возвышаться над другими, а вести за собой.
— А какие качества нужно воспитать в себе, чтобы стать успешными в жизни?
— Прежде всего, это верность самому себе, быть верным тому, что ты для себя определил. Если поставил себе цель, то должен понимать, что лёгким никакой путь не будет. Но он будет результативным, если дойти до конца.
— А какие качества должны быть у директора школы?
— Это прежде всего воля, твёрдость характера, решительность, уравновешенность, и, конечно же, постоянное стремление улучшить результат.
— Есть ли у Вас кумир в вашей профессии?
— Да, это мой бывший директор школы, это немного другой человек, другого поколения. Но он жил школой. Ни одной школьной картинки, которая у меня осталась в памяти, нет без его присутствия. Для меня он — настоящий директор, его жизнь – это жизнь школы.
— Каким и Вы видите идеального ученика и идеального родителя?
— Наверное, идеальных не бывает, но идеальный ученик это тот, который хочет учиться, понимает ценность знаний. Это тот, кто пытается познать. Идеальный родитель – это тот, кто поддерживает своего ребёнка во всех его начинаниях и дружит со школой, принимает всё, что в ней есть, а если критикует, то с предложением помощи, как изменить ситуацию.
— А как Вы отдыхаете и есть ли у директора школы свободное время?
— Конечно, как у любого человека у меня есть свободное время. Но ещё я умею отдыхать и на работе через общение с детьми. Дети – это непосредственность, чистота, искренность, открытость, интересные истории — и от этого общения получаешь удовольствие. Конечно же, моя семья, мои дети, мамочка, сестра – это для меня очень дорогие люди, с которыми я провожу своё свободное время. Для меня отдых — когда от общения с людьми получаешь удовольствие.
Я слушал Ольгу Федоровну и понимал, что для неё школа – это маленькая жизнь. Пусть же она подарит нашему директору большое вдохновение для творческой работы, талантливых детей и благодарных родителей, их счастливые улыбки, и, конечно, новые педагогические открытия и победы!
Беседовал Артём СОКОЛОВ, Сузунская школа №2