Образование

Учитель года 2022: Что посоветовать министру?

Кратко

Как увлечь учеников своим предметом? Ответы у каждого участника конкурса «Учитель года — 2022» — свои, доказавшие эффективность на практике

Как увлечь учеников своим предметом? Ответы у каждого участника конкурса «Учитель года — 2022» — свои, доказавшие эффективность на практике.

На мастер-классе учитель Каргаполовской школы Владимир Дацук рассказал о дидактических играх в обучении математике: магическом квадрате, домино, фокусах. Из уравнения сделать задачу, то есть приблизить тему урока к жизненным реалиям — это умеют и ученики благодаря педагогу. Отвечая на вопросы жюри, Владимир Владимирович отметил, что из-за пандемии уроки приходится проводить в традиционном формате.

Одиночество в социальных сетях и в жизни — разные вещи, мнение Владимира Дацука

Тоже игры, но подвижные, продемонстрировал Владимир Захаров, учитель Сузунской школы № 301. В разминке участвовали все и на «отлично» оценили упражнения на ловкость и координацию. Как буквы помогают в профилактике шейного хондроза, а попытки «потушить свечу» — в реабилитации после ковида — знает Владимир Викторович. Мы увидели интересный приём: удивить аудиторию, осовременить обычные упражнения, «подать под другим соусом знакомое блюдо». Это и значит — отнестись творчески к очередному этапу конкурса.

В кабинете английского языка Екатерины Гореявчевой есть яркие папки с кармашками, которые делает не только она, но и дети. О лэпбукинге шла речь на её мастер-классе. Ученики с помощью папки легко могут объяснить новую тему однокласснику, пропустившему урок.  Многофункциональную методику учитель Сузунской школы № 2 использует и во внеурочной деятельности, и во время дистанционного обучения: тогда на помощь приходят родители.

Не всё отправляйте в мусор, из любой ёмкости можно сделать спортивный снаряд! В этом убедилась Екатерина Гореявчева на мастер-классе Владимира Захарова

А кто помогает учителю Шипуновской школы Елене Исаевой делать раздаточный материал? «Никто», — ответила она на вопрос жюри и пояснила, как распечатывает лист с готовыми словами, режет, ламинирует. Так и появляются гексы, с которыми детям удобно выполнять задание учителя. Для наглядности Елена Анатольевна проводила шестиугольный мастер-класс и на педсовете в своей школе. А жюри и коллеги на конкурсе справились с мини-проектом «Успешный учитель». Председатель районной профсоюзной организации работников народного образования и науки РФ Юлия Фёдорова предложила конкурсантам поучаствовать в мастер-классах для коллег на районных мероприятиях.

Такие конкурсы невольно заставляют вспомнить свою школьную жизнь, любимых преподавателей, на чьи уроки хотелось идти. А вот представьте, что все предметы были бы такими. Кем бы вы тогда стали? Какую профессию выбрали? Как могла сложиться ваша жизнь, если бы вы обожали физику или биологию, а на немецком языке говорили бы, как на родном?

Следующий этап конкурса — «Пресс-конференция». Какие вопросы ждут участники? Совпадут ли ожидания и реальность? Получится ли ответить достаточно аргументированно и предложить нестандартные решения? Итак, третьего марта состоялось очередное интересное испытание. Первый вопрос от директора управления образованием Натальи Мяделец: «Как помочь ребёнку одолеть одиночество?». Для Елены Исаевой проблема не только знакома, но и решаема. Как школьный психолог, она уверена, что лучше поговорить с учеником, чтобы он не стал искать ответы в интернете: «Мой телефон знают школьники, пишут смс. Уже утром вижу по глазам: прочитал моё послание. А подойти ко мне на перемене — значит, обратить внимание сверстников, не хотят». Екатерина Гореявчева считает главным другом детей классного руководителя, а на «удалёнке» многие родители поняли, насколько в них нуждаются дочери и сыновья.

Поразмышлять на тему «Если директором школы буду я, то…» предложила член жюри Елена Емельченко. Ничего бы не стала менять  Екатерина Гореявчева, пожалуй, второе здание, оборудованное по последнему слову техники, не помешает второй школе. Карьерная перспектива совсем не увлекла Владимира Захарова, а над проектом «Футбол в школу» он уже работает. Возродить школьный музей — мечта Владимира Дацука: «Увековечить память о тех, кого помню, рассказывать о земляках детям. Хочется современный пресс-центр иметь в школе, записывать видео-уроки, дать возможность творческой инициативе детей».

Есть ли проблемы у учителей? Отметили нехватку времени, отсутствие специалиста по адаптивной физкультуре. У детей нет выбора иностранного языка: английский без вариантов. Учитель виноват, если ставит двойку: как выйти из ситуации? Равный ли вес у пятёрки в классе и на дистанционном уроке? Обсудили вместе.

«Допустим, Вы победили во Всероссийском этапе конкурса и стали советником министра просвещения. О чём бы попросили его, что посоветовали?» — на оптимистической ноте представитель жюри Олеся Базылева завершила пресс-конференцию. Выбор сузунских учителей: убрать ЕГЭ и ВПР в выпускных классах и вернуть прежние экзамены, к сдаче нормативов ГТО относиться как к обязательному испытанию. Для исполнения наказов коллег одному из наших конкурсантов неплохо бы попасть в команду разработчиков ФГОС.

Жюри подведёт итоги конкурса и наградит победителя в апреле.

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ