Вес «Материнской славы»
Кратко
Светлана СТАРШКОВА: дети — главное богатство
Дипломом второй степени и натуральной премией – автомобилем УАЗ-469Б — был награждён колхоз имени Кирова в 1983 году. Награду за развитие сельскохозяйственного производства получил не только колхоз, но и его труженики.
Главный комитет ВДНХ СССР тогда отметил бронзовой медалью Светлану Кирилловну Страшкову, наградили доярку и ценным подарком. Недавно мы приезжали в Ключики и встретились с ней. «Родом я из Приморского края. Была такая деревня в Пожарском районе – Нижний Перевал, — поясняет Светлана Кирилловна. – Папу взяли на войну в 1942 году, а через две недели я родилась. Папа вернулся с фронта, работал потом в колхозе, мама уборщицей — в школе».
Светлана училась без троек и мечтала поступить в техникум, получить профессию. После семилетки уехала в соседнее село Верхний Перевал, жила на квартире и училась в восьмом классе. Хозяин дома, где старательно учила уроки Светлана, заглянул как-то в её учебник биологии и показал на скелет: «Это кто? Нет, девочка, это не скелет, это колхозник, который сдал мясо, шерсть, шкуру. Вот что от него осталось». Мечте восьмиклассницы не суждено было исполниться, поступить не получилось: колхозники за трудодни почти ничего не получали, у родителей просто не было денег отправить дочку в город на учёбу. «В колхозе голодовали», — вспоминает она то печальное время.
В семнадцать лет устроилась рабочей в леспромхоз. А потом с мужем и родителями уехала в
Казахстан к родственникам. Следующая остановка – Сузунский район. Опять лесозаготовительный участок, Светлана – сборщица живицы. Но семья продолжала искать место, где за нелёгкий труд можно было получать адекватную зарплату. «В Александровку попали случайно, просто грузовик, на котором ехали, сломался, — вспоминает Светлана Кирилловна 1966 год, когда они стали жителями Равенского сельсовета. — Решили – судьба, там и остались жить. Устроилась дояркой, так и отработала до пенсии в колхозе имени Кирова. В Ключики переехали, потому что росли дети, им надо было ходить в школу. А Александровку было жалко, что закрыли село. Люди там хорошие жили». На ферме силос ванночками таскали, молоко – вёдрами, сейчас корма – по транспортёру, молоко – по шлангу. «Лёгкий труд теперь у доярок», — сравнивает она с шестидесятыми годами.
У них с Александром Ивановичем родились восемь детей. «В Александровке мама жила, она досматривала за малыми. Раньше как было: ребёнку исполнялось два месяца от роду – иди на работу! И шла. А потом ребята друг за другом смотрели, мне помогали. Дома всё держали: корову, поросят, курочек. Доила я свою корову сама, а они из стада встречали. В Ключиках сейчас живут Сергей, Фёдор, Алексей, Александр и Таня. Лариса уехала в Зорино, Люба – в Ларичиху, Андрей – в Пермский край», — перечисляет многодетная мама своё главное богатство. Мы смотрим на её «Медаль материнства» и на два ордена «Материнская слава». И опять разговор о том, когда легче жилось. «Самые трудные годы – сейчас, всё дорого, цены растут. Тогда мы дешёвую рыбу покупали плитами. А самое счастливое время – школа, Дальний Восток. Я бы и сейчас туда поехала», — вздыхает Светлана Кирилловна, вспоминая детство. После смерти мужа она второй раз вышла замуж, теперь фамилия её – Толстова.
Смотрим её «Трудовую книжку колхозника», а там благодарности за добросовестный труд, информация о ценных подарках, занесении на Доску почёта «Люди трудовой славы», сведения о награждении Бронзовыми медалями ВДНХ (вторая – в 1986 году) и медалью «Ветеран труда» в 1990 году.