На седьмую встречу проекта «Со мной район успешнее» в центральную модельную библиотеку пригласили Вячеслава Горшкова – Главу Сузунского района.
В арт-зале аншлаг. Библиотекарь Мария Саженина представляет героя встречи и уточняет: «Наш проект — цикл встреч с молодыми интересными, успешными людьми, представителями разных профессий, влюблёнными в своё дело. Мы очень надеемся, что их истории будут служить вдохновляющим примером для вас, молодых людей, которые только стоят перед выбором профессии. Ещё одна важная задача для нас — показать вам: чтобы стать успешным, не нужен мегаполис, учиться, расти, развиваться в профессии можно и в небольшом населённом пункте. Сегодня у вас, ребята, есть уникальная возможность узнать, как устроена работа органов власти и чем занимаются специалисты в сфере государственного и муниципального управления. Это профессии для тех, кто хочет влиять на развитие своего района, принимать важные решения и видеть реальные результаты своей работы. Давайте вместе разберёмся, какие возможности открывает эта сфера и как вы можете стать частью команды, которая строит будущее нашего района».
На экране надпись — «История Главы района: о мечтах, самбо и работе управленца». Прежде чем дать слово Вячеславу Васильевичу, библиотекарь комментирует статистическую информацию: «По данным сайтов hh.ru и Работа.ру, в Новосибирской области ежегодно открывается порядка 1,5–2 тысяч вакансий в сфере госуправления и местного самоуправления. При этом муниципальные управленцы относятся к дефицитным должностям наряду со специалистами ЖКХ, градостроительства и социальной политики».
И первый вопрос Главе района: «Давайте вернёмся назад: вы учитесь в одиннадцатом классе и так же, как наши ребята, стоите перед выбором. Расскажите об этом периоде». «У вас уникальная возможность выбора профессий, которых не было двадцать пять лет назад. Сегодня в стране – дефицит кадров во всех отраслях: от ЖКХ до оборонной промышленности», — отвечая на вопросы ведущей, Вячеслав Васильевич не раз напомнит о вакансиях в районе, господдержке молодых специалистов. Кстати, подписав договор о целевом обучении, сузунские студенты, сдающие сессии без троек, будут получать значительные суммы к обычной и социальной стипендиям от администрации района или от будущего работодателя. Итак, в своё время выпускник Вячеслав Горшков мечтал стать офицером, занимался волейболом. После разговора с братом, участником второй чеченской войны, имеющим боевой орден, изменил своё решение: очень настоятельными и убедительными были аргументы старшего. «Продался за ружьё», — смеётся Вячеслав Васильевич, вспоминая о подарке брата. Добавляет, что в его роду срочную службу проходят все мужчины.
Окончил исторический факультет НГПУ, во время учёбы открыл для себя романтику самообороны без оружия. «Борьба в нормальном зале с нормальным тренером – это классная система воспитания. Из моего зала ни один никого слабого не обидел, а шесть мастеров спорта вышли», — видно, когда человек чем-то увлечён по-настоящему, и тему дедовщины в армии Вячеслав Васильевич подросткам объясняет доступно. Самбо тогда не мешало учёбе, занялся всерьёз, появились друзья-спортсмены. Звание кандидата в мастера спорта говорит само за себя: до армии занял пятое место на чемпионате России. Увлечение этим видом спорта осталось на всю жизнь, с гордостью называет друзей, кто стал мастером спорта по самбо. Сейчас Вячеслав Горшков – вице-президент Новосибирской региональной физкультурно-спортивной организации «Новосибирская региональная федерация самбо». В районе отделения самбо есть только в Сузуне и в Шарчино. А есть в зале те, кто занимается самбо? Руки поднимают девочки…
Потом была армия, служба в Москве и время, чтобы понять правильность своего жизненного выбора. Работа учителя в селе привлекала больше, чем офицерские должности и звёздочки на погонах. Помнит и свой первый урок истории. Наверное, много было и просто историй в школе, но важнее, какой опыт берёт для себя молодой человек, кого считает наставником для себя. «Самое сложное – завоевать авторитет. Если ученик в тебя поверил, что ты достойно доведёшь его до ЕГЭ, то можно горы свернуть», — уверенно отвечает на вопрос о сложном.
Уже была семья, жена Анна Николаевна – тоже учитель, рос сын. Как говорит Вячеслав Васильевич, карьера выстраивалась сама по себе, случайно: «Нас в университете не учили быть директорами, нас готовили к работе учителя. У моих отцов-командиров была шикарная тактика для воспитания кадрового руководящего резерва: бросить, как щенка в воду, — выплывешь, значит, поплывёшь. Нет – ну, что ж…». Но понятно, что не могли быть случайными такие должности: сначала – директор школы, потом – директор лицея. А однажды последовало приглашение от Главы Татарского района Юрия Вязова – стать его первым заместителем. Серьёзное предложение, от которого не отказываются. Не справишься – всегда есть возможность вернуться учителем истории в школу. Да, дефицит кадров везде. «В то время подумал, что работать буду первым заместителем по социальным вопросам. Всё-таки был опыт работы в образовании. Но ошибся, сферой моей ответственности стали экономика, финансы, вопросы имущества и земельных отношений, гражданская оборона и ЧС», — Вячеслав Васильевич вспоминает это решение, но радости в голосе нет. Тогда молодому человеку предстояло изучать законы совсем не в той сфере, где он уже много знал и чувствовал уверенность в своих компетенциях. Глубоко не погружаясь, работать невозможно. Наставником его стал сам Глава района, Юрий Маркленович вводил во все дела, учил решать проблемы и «открывать двери». Это был уникальный опыт – умение искать выход в самых непростых ситуациях, подытоживает Вячеслав Васильевич.
Какие навыки школьной работы оказались неожиданно полезными на муниципальной службе? Чтобы работать в администрации, нужно профильное образование? Было ли сложно адаптироваться к новой сфере? Какие новые компетенции пришлось осваивать? Кажется, вопросам Марии Сажениной нет конца, но ответы, сопровождаемые фоторядом, слушать интересно, дети убрали телефоны. «Школа дала необходимые компетенции: умение общаться, держаться на публике. Каждое слово, каждый неправильный жест, почерк на доске замечает в школе кто? Ученики. После них несложно выступать перед коллегами, перед депутатами, — неожиданный для зала вывод делает герой встречи. – Главное – набор компетенций, которые видит в тебе твой работодатель». А Мария Олеговна сообщает школьникам о вузах Новосибирска и Барнаула, где есть специальность «Государственное и муниципальное управление».
Если ученик мечтает о карьере на муниципальной или государственной службе, с чего ему начать? «Себя в руки взять, перестать лениться, развивать те компетенции, которые пригодятся. Обучение в старших классах профильное, уделите внимание нужным предметам: естественно-научный цикл, физико-математический или гуманитарный. Знать земельный кодекс, бюджетный – определитесь, чем хотите заниматься», — совет выпускникам от Главы района.
Вокруг работы органов власти всегда много мифов – ведущая предлагает обсудить стереотипы: «Без связей на работу в администрацию не устроиться», «На госслужбе успешны только мужчины», «Чтобы работать в администрации, нужно быть политиком». Вячеслав Горшков комментирует каждое утверждение. Какая средняя зарплата на стартовых позициях в администрации, из чего складывается обычный рабочий день Главы района, что вдохновляет, что разочаровывает, как он воспринимает критику в адрес администрации, как профессия влияет на личную жизнь – ни один из вопросов не отправился за борт.
А в момент, когда звучит очередной вопрос – есть ли у Вас хобби? – на экране под одобрительный гул публики появляется фото мотоциклиста на Ямахе. «Люблю адреналин! Для меня охота, скорость нужны. В этом году мотосезон не открывал, в прошлом – раза три выезжал. Объективно: в Сузуне нет соответствующих скорости дорог. Всегда контролирую ситуацию, но падал, без этого не бывает, когда учишься. Любителям погонять без прав скажу, что работает штрафстоянка, эвакуатор, есть административный штраф 30 000 рублей. Подростков будем ставить на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних, учтите, абитуриенты!» — информация Главы района пригодится летом, напоминание со стороны сотрудников ГАИ будет платным. Участники встречи спрашивали о конкурсе «Учитель года», в котором участвовал Вячеслав Горшков в Татарске, о строительстве нового здания школы №2, аграрном колледже, служебном жилье, воспитании милосердия у детей.
Процветающим, успешным, экономически развитым, с большим инвестиционным потенциалом и хорошим уровнем жизни населения — таким видит Вячеслав Горшков наш район через десять лет.
Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ
На голосование представлены 65 проектов в 24 городах и поселках региона
21-27 апреля – Неделя осведомлённости о важности иммунопрофилактики
Сотрудники обсудили с учениками причины и последствия ДТП, поговорили и о безопасном общении в сети…