Земляки

Живите долго!

Юбилей жительница Сузуна Нина Тимофеевна Трушина отметила 28 октября. Гости с поздравлениями и подарками ехали к ней всю неделю.

Побывали и мы в небольшом доме на улице Фурманова, поговорили о временах радостных и страшных, удивительных и тревожных, оставшихся историей двадцатого века. Несколько лет назад мы по просьбе Нины Тимофеевны постарались найти истоки её родословной. Информация о дедушке Ефиме Павловиче Слонове — отце её мамы – будет интересна и внукам, и правнукам нашей героини. Она прожила в Сузунском районе 90 лет, до сих пор помнит многие имена, названия предприятий и организаций, которых уже нет. Одна фраза мимоходом: «Нас в семье всегда было пять детей. Одних хоронили, другие рождались». И вы понимаете, каким было предвоенное время?

Был такой лесозаготовительный участок в десяти километрах от Сузуна – Обозный, в годы советской власти переименованный в Октябрьский. Там и жила семья Тимофея и Агрипины Корниловых, там рождались дети, в их числе – Нина. Отец был мастером на все руки, рыбалка, охота, лес всегда были подспорьем, дети в семье были сыты, а это считалось главным.

В 1937 году Тимофей Фёдорович выучился на пилоправа: незаменимым навыком на лесоповале овладел быстро. Когда началась война, ему дали отсрочку от армии и задание: подготовить себе смену за полгода. А в учениках – пацаны да старики, мужчин призывали в армию с конца июня 1941 года. Всё же смену себе подготовил, доложил в райвоенкомат. В январе 1942 года призвали и его в РККА. Старшему сыну Ване в том же январе исполнилось семнадцать лет, он тоже ушёл на фронт. «Осталось нас четверо, сестре Люде пятнадцать было, а мы – малыши, одна девочка была инвалидом. Мама работала здесь же, на Октябрьском, в столовой: посуду мыла, возила обеды на участки рабочим. Мы её и не видели почти. Покормит нас раз в день – и уйдёт», — вспоминает то время, когда многие семьи осиротели, оставшись без отцов и старших братьев. Люда работала на быках, но маленькую возницу упрямые животные не считали хозяйкой, не слушали, никакие девчачьи уговоры, слёзы и угрозы не могли их заставить идти. «Встанут и стоят. Вот что мне делать? Груз-то везти надо», — жаловалась младшим сестрёнкам Люда. Но это было полбеды.

А беда уже вот она, рядом. За что невзлюбила маму Зинаида, начальница магазина и столовой, они не знали. Но в маминых глазах всё чаще было отчаяние и бессилие. А однажды Агрипина Ефимовна опоздала на работу на пять минут. «А, так ты саботажница! Я тебя посажу!» — со злостью орала начальница на бедную женщину и вызвала милицию. Маму из милиции до особого распоряжения отпустили домой. Она пришла и только смогла обнять своих деток: «Посадят ведь! Куда же я вас дену, на кого оставлю». Плача, прижимала их к себе. Стало так страшно, ревели хором. До сих пор этот вечер вспоминает Нина Тимофеевна как самый безысходный и ужасный в жизни. Ей было шесть лет, Юле – четыре, Гале – два годика, папа воевал на фронте, и мир был готов рухнуть, задавив осколками их семью. Советская власть в годы войны ужесточила репрессии против своих граждан, и это знали даже дети. Делать нечего, маму судили. Суд был строгим. Но случилось неожиданное: соседи и рабочие заступились за их маму, не побоялись, что их зачислят во враги народа. Наоборот, высказали, как начальница столовой преследовала своими придирками многодетную жену фронтовика. Маму оправдали. Зинаиду перевели на другое место. Ей на смену поставили Фаину, женщину «с понятием».

В августе 1944 года в ходе боёв по освобождению Польши от гитлеровцев папина часть попала в окружение. Пошли на прорыв, но осколок от мины попал Тимофею Фёдоровичу в живот. Кольцо окружения прорвали, вынесли и раненого сибиряка. Но рана была слишком тяжёлой, на следующий день в санбате он умер. В Сузун пришла похоронка, семья отказывалась верить страшному известию: ведь бывало всякое, случались ошибки… А вскоре пришло письмо с фронта от папиного товарища, где он подробно описал события тех августовских дней, и выслал фото отца. «Остался ли он сам жив? Провоевал и где встретил Победу? Мы так и не узнали», — огорчённо произносит моя собеседница.

У мамы появился друг, Изот Васильевич Потеряев растил сына. Взрослые решили пожениться. В мае 1945 года ждали с войны Ваню. Он приехал седьмого ноября. Молодой, красивый шагнул в двери. За столом сидели гости, все замолчали, помня горячий характер Вани: «Что скажет? Вдруг начнёт скандалить?». Но оказалось, парень не только внешне возмужал за военные годы. Он поздравил всех, поднял стопку: «Отец погиб честно, мы его уже не вернём. Спасибо маме, что ждала его. А теперь нашёлся для неё хороший человек, пусть живут». С Изотом Васильевичем мама прожила 45 лет, и Миша Потеряев стал её детям братом, дружили и роднились всю жизнь.

В школу Нина пошла в девять лет, просто дома не было обуви и одежды для первоклассницы. На Октябрьском была начальная школа. В одном помещении учились два класса: первый и третий. Детям было сложно сосредоточиться и понять, к какому классу сейчас обращается Мария Никаноровна, но учились. Потом семья переехала в Сузун. Нина в вечерней школе окончила шесть классов и решила устраиваться на работу.

На левом берегу Сузунки стояла столовая с магазином, вот туда она и пришла в поисках работы. Из маслозавода сюда возили разные продукты. Нину поставили торговать мороженым, привозили его в металлических ёмкостях, до чего же сладким был этот запах, а какой сливочный вкус у пломбира! Отработала лето. «Учись считать на счётах!» — показала на жёлтые и коричневые костяшки продавец, девочка освоила и эту науку. Работала и официанткой, и в разных магазинах продавцом, и в школьном буфете. Запомнилась ей Нина Русакова, буфетчица, ставшая наставником, объяснившая тонкости торгового дела.

В 1956 году Нина вышла замуж. Это время вспоминает как очень счастливое. Родились Галя и Лена. Иван Алфёров был хорошим мужем, жалел её, готовил ужины, ведь она с работы приходила поздно. Старшей дочке было шесть лет, когда муж после долгой болезни умер. Нина Тимофеевна отучилась на швею, трудилась в пошивочной. Было ещё одно замужество, неудачное, недолгое. Но зато родилась дочка Оля. В 1972 году Нина Тимофеевна выучилась на дезинфектора, устроилась в санэпидстанцию. До пенсии и работала в лаборатории СЭС. Всегда в их семье было хозяйство: коровы, свиньи, птица. Семья жила благодаря её трудолюбию и оптимизму.

Оля впоследствии родила ей пять внуков! По два – Галя и Лена. Так что у бабушки стало девять внуков, потом к их числу она прибавляла по правнуку: тринадцать правнуков живут сегодня в разных концах страны. Есть и праправнучка. Нина Тимофеевна трогательно поправляет белые бусики и перечисляет, от кого получила поздравления с юбилеем. В маленькой комнате – букеты, открытки, телефон на столе. Улыбается: «Берегите своих родных, лучше семьи ничего нет. Будьте здоровы и счастливы. Живите долго». Передаём это пожелание и нашим читателям.

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ

admin

Recent Posts

Самозапрет на выдачу кредитов

С 1 марта 2025 года в России начнет действовать закон, по которому граждане смогут устанавливать…

13 часов ago

Публичные слушания об объединении в единый округ прошли в Сузунском районе

В Сузунском районе состоялись публичные слушания, посвящённые вопросу преобразования муниципальных образований

15 часов ago

Что такое антибиотикорезистентность?

18-24 ноября – неделя борьбы с антимикробной резистентностью

17 часов ago

Семейный альбом

История о Валентине Ивановне Утешевой, которой в этом году исполнилось 90 лет

18 часов ago

Патриоты будущего

Анастасия Грекова, Арина Крымская и Елизавета Романова приняли участие в областной профильной смене "Мы граждане…

20 часов ago