Евгения Кашпур: «Главное в любом конкурсе — победа. Победа над собой»
Кратко
Неделю длился муниципальный этап конкурса «Воспитатель года — 22», пять воспитателей проходили испытания
Вам слово: О себе и о любимой профессии говорят участники конкурса «Воспитатель года — 2022»
Татьяна РАВВЕ, Сузунский детский сад № 1: «Выбрать профессию мне помогла учитель музыки. Более двадцати лет работаю музыкальным руководителем, восемь — в детском саду «Солнышко». Тема самообразования — русское народное творчество, фольклор. У детей много вопросов, ищем ответы вместе. Иногда и сама чувствую себя ребёнком, столько положительных эмоций дарит моя работа».
Ольга ПОПОВА, Бобровский детский сад: «Буду педагогом, решила с детства. А жизнь распорядилась по-своему. Не был прямым мой путь в профессию. Только после приглашения на работу в детский сад стала учиться в Черепановском педагогическом колледже. Поддерживаю детей в раскрытии их талантов, учу коммуникативным навыкам. Жду ответной реакции от родителей, ищу точки соприкосновения».
Ольга ЗУЛИНА, Сузунский детский сад № 2: «Каждое утро испытываю радость, приходя на работу. Что, зачем, почему? Ребёнок сталкивается с множеством информации, не всегда полезной для него. Чтобы разобраться, нужны мы, воспитатели. Все вопросы обсуждаем с детьми. Ребёнок подражает родителям; насколько они активны и позитивны, зависит формирование малыша».
Ольга ЖЕЛЕЗНОВА, Сузунский детский сад № 4: «Мне интересно увлечь детей. Например, в проекте «Огород на окне» дети сами участвуют в процессе от посадки семян, ухода за саженцами до наблюдения и анализа: почему одни семена взошли, а другие погибли? Использую ИКТ-технологии. Результаты своей работы вижу в детях. Растут отзывчивыми, добрыми, любят природу. Горжусь ими!»
Алина РАДАЕВА, Сузунский детский сад № 5: «Сама в детский сад не ходила. Но была вожатой в летних лагерях, волонтёром в детских домах. Запомнился первый рабочий день. Дети ждут помощи, поддержки, понимания. Они разные: озорные, застенчивые, смешные, любопытные. Как найти подход? Поняла со временем. Но они не устают удивлять: «Почему волосы не бывают синими?» Ответ нашла».
Почему волосы не бывают синими?
«Говорят, главное — участие. Не соглашусь никогда. Главное в любом конкурсе — победа. Победа над собой», — так энергично приветствовала претендентов на звание «Воспитатель года — 2022» Евгения Кашпур, член жюри, победитель муниципального этапа 2019 года.
Мясорубка и чемодан
Неделю длился муниципальный этап, пять воспитателей проходили испытания. Писали сочинения на заданные темы, делились опытом. На мастер-классах методист управления образованием Елена Гордикова отметила хороший продуктивный настрой участников. Тем, кого увлекла тема мастер-класса, конкурсанты порекомендовали дополнительную литературу.
Как эйдетика помогает воспитанникам развивать память и мышление, рассказала Алина Радаева. Метод ярких образов понятен: как пример, ритмичные строчки цветов радуги (каждый охотник…) и биссектрисы (…и делит угол пополам), а ещё педагог использует таблицы, коллекции запахов. Простор для творчества, как говорится.
Технологией геокешинга в экологическом образовании поделилась Ольга Железнова. Дети на её занятиях придумывают игры, прячут клады, разговаривают друг с другом, разрабатывают правила, учатся понимать карту-схему, фотографируют и становятся в результате единой командой.
Ольга Зулина превращает стол в съёмочную площадку, дети с удовольствием рисуют и вырезают героев будущего мультфильма. Пробуют себя в роли режиссёров, актёров — при записи звука. Мастер-класс заинтересовал всех конкурсантов. В конце занятия Ольга Викторовна получила от коллег значки-оценку: мясорубка (подумаю, переработаю) и чемодан (возьму с собой).
Работа с родителями — тема самообразования Ольги Поповой. Воспитатель поделилась игровыми тренингами, которые проводит на родительских собраниях. А Татьяна Равве научила конкурсантов играть на деревянных ложках, показала несколько приёмов. Урок получился ярким, шумным и познавательным.
Счастливая балалайка
Самая сложная часть конкурса — занятие. Как поведут себя почемучки с незнакомым педагогом? Все ли захотят принять участие? Смогут ли конкурсанты справиться с волнением? Насколько интересно раскроют тему урока? Оценивает все нюансы жюри. И как бы увлекательно не был составлен сценарий занятия, через двадцать минут оно должно закончиться.
В Красную Шапочку перевоплотилась Ольга Железнова, дети помогли книжной героине завести тесто. А сначала посовещались, где взять воду (в ручье, пришлось фильтровать), муку (вспомнили, что фермер «выращивает сено для коровы» и пшеницу), яйцо (у гуся). Отследили путь зерна с поля до элеватора и мельницы. Выучили слово «ингредиент». А вскоре и пирогами запахло.
О приметах весны и перелётных птицах помогли составить рассказ рисунки, загадки и подсказки. Это в старшей группе Ольги Поповой. А у Алины Радаевой весеннюю тему поддержала помощница воспитателя — Пчёлка Майя. Дошкольники успели обсудить фазы жизни бабочки и одуванчика, рисовали, исследовали домики-норки: кто здесь живёт? И даже на разминке выполняли задание: показывали жестами отгадку. Как выяснилось в завершение, Пчёлку Майю можно запрограммировать, и она будет точно следовать по заданному маршруту.
Летающую тарелку с пришельцем нашли дошкольники на занятии Ольги Зулиной. Решили помочь: найти горючее, чтобы космолёт мог продолжить путь. Для этого пришлось вспомнить много слов, относящихся к космическим исследованиям: телескоп, НЛО, Солнечная система, скафандр. Кто первый побывал в космосе: Гагарин? Или Белка и Стрелка тоже считаются? А это чей портрет? Кто такой Королёв? За правильные результаты педагог отдавала по букве. Наконец, на доске получилось слово: каша. Настоящая космическая каша послужит горючим для корабля пришельцев. Решили ещё снять мультфильм. К сожалению, времени не хватило.
А Татьяне Равве было достаточно двадцати минут, хотя занятие было объёмным. Она поговорила с детьми о малой родине. Рассмотрели на экране фотоснимок Сузуна столетней давности, сразу прозвучал детский вопрос: «А кто фотограф?». Зачем собрался народ на площади? Версия: празднуют что-то. Вспомнили, что в Сузуне и сейчас отмечают Масленицу и Новый год, встречают гостей на Никольской ярмарке. Слушали балалайку. Какая музыка? Решили, что не только весёлая и громкая, но и счастливая. Познакомились с расписными деревянными ложками, поучились играть на них. Расписали сами «щёчки» у новых ложек, решили закончить дома. Успели спеть народную песню «Во кузнице», Татьяна Ибрагимовна подобрала мелодию на фортепиано. А ещё размялись: поиграли в «Золотые ворота».
Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ