Образование

Научите рисовать дельфина

Кратко

Тридцать пятый год работает в школе Светлана Черникова. Педагог уважаемый, отмеченный наградами. Почему волнуется каждое первое сентября? Светлана Александровна говорит: «Дети за лето взрослеют, становятся на год старше. Как они себя поведут? Что нового узнали? Что преподнесут они мне в этом учебном году?»

Тридцать пятый год работает в школе Светлана Черникова. Педагог уважаемый, отмеченный наградами. Почему волнуется каждое первое сентября? Светлана Александровна говорит: «Дети за лето взрослеют, становятся на год старше. Как они себя поведут? Что нового узнали? Что преподнесут они мне в этом учебном году?»
Сегодня наш разговор о профессии с учителем начальных классов Битковской школы.
— Светлана Александровна, что помните из своей школьной жизни?
— Класс у нас был дружный, нас было пять человек. А вообще из школьной жизни помню Битковский интернат. Как учились, и, бывало, ночами не спали: свобода, родителей рядом нет. Оставались на продлёнке, кружки разные посещали. Интересно было, хорошо. Хотя и скучали сначала по дому. Не любила химию, физкультуру, обожала литературу, русский язык. Это благодаря Марии Давыдовне Муруновой. Эта чудо–женщина взяла классное руководство над нами с третьего по седьмой классы. Я до сих пор люблю русский язык и литературу.
— Когда Вы захотели стать учителем?
— Когда училась в начальных классах у Нины Ивановны Елковой. Её уже год нет в живых, а я до сих пор помню руки Нины Ивановны. Я мечтала стать учителем, играла в школу. Конечно, с возрастом мнение моё менялось. Но в итоге после десятого класса в 1986 году поступила в Черепановское педагогическое училище по ускоренной программе. 15 августа 1988 года по распределению попала в филиал Шарчинской школы: Фёдоровскую малокомплектную школу директором и учителем начальных классов. Мне тогда было семнадцать лет. В Фёдоровке я ни разу не была, не знала, что это за деревня. Заведующий РОНО П.Н. Иванов предложил работать в Верх-Сузунской школе, я отказалась: очень хотела в малокомплектную.
— О чём думали, идя на первый урок?
— Первые уроки у нас были в училище, пробные. А самый первый школьный урок, на который я так боялась идти, у меня и был в Фёдоровке. Я помню всех моих ребятишек: Ира Демина, Ира Овсянникова, Ваня Клейншмидт, Марина и Коля Слезко, Лёша Стариков. Первого сентября на уроке Мира я знакомилась с учениками. Как и каждый начинающий учитель, я очень боялась ничему не научить детей.
С ребятишками начальных классов мне интереснее работать. Они уже — не детский сад, но ещё не среднее звено. Подашь им любую идею, загораются глаза. А старшеклассники повзрослее, им одно нравится, другое не нравится.
— Самое тёплое воспоминание?
— Тёплых воспоминаний миллион. Например, идёшь в школу, а дети бегут тебе навстречу (и старшеклассники тоже) и обнимают. Но есть воспоминание до слёз, важное. Однажды занимаюсь дома делами, муж Николай заходит и говорит: «Выйди на улицу, там к тебе приехали». Выхожу, стоят какие-то мужчины. «Светлана Александровна, вы не меняетесь!», — это были первые мои ученики, уже такие дядьки! Вот такие моменты, когда ребятишки помнят, подходят, любят, очень ценны. Был у меня ученик. Он мне говорит, что был изгоем, а стал нормальным учеником. Это до слёз. Бывает, уйду из кабинета, захожу, а они напишут на доске: «Вы лучший учитель». То записку подсунут с сердечком. Вот из таких тёплых моментов складывается моя работа.
— Идеальный ученик для Вас, какой он?
— Озорной, не ябеда, чтобы был прямой, всегда говорил начистоту, дело даже не в учёбе. Вот случай. Я даю задание на дом, чтобы написали, что им не нравится в школе. Ученица перечислила и добавила, что ей не нравятся уроки рисования. Я у неё спрашиваю, почему. Она отвечает: «Я не умею рисовать дельфина, а в школе нам не показывают». Я ей говорю: «Ты ко мне подойди, и мы вместе его нарисуем». Объяснила ей, что у нас есть программа, по которой мы должны работать и не отступать от неё. А всё, что хочешь нарисовать или узнать, я объясню и покажу. Вот так уладили этот вопрося. Идеальный школьник спрашивает у учителя обо всём, что его интересует.
— Вспомните своего любимого ученика.
— Любимчиков у меня никогда не было. Вот у меня есть мальчик с ОВЗ, бывает и поведение разным. Но он такой интересный. У него спросишь, почему не был на уроке, отвечает прямо: «Я проспал, Светлана Александровна». Он не будет врать. Он такой особенный, искренний.
Седьмой выпуск был у меня вообще «зажигалки». Из всех никого я даже выделить не могу, все запомнились. До сих пор ко мне в кабинет бегают и знают, что у меня всегда в сумке есть конфеты. Я их угощаю. Бывает, сидят без настроения, я раздам им по конфетке, зашуршали, поели. Спрашиваю: «Начинаем урок?», отвечают: «Начинаем». Даже вот так бывает.
Каждый ребенок индивидуален. Одному больше нравятся гуманитарные предметы, другому — точные науки. Обижаться на это точно нельзя. А физкультура, рисование и музыка — любимые у всех уроки.
— Что самое трудное в работе?
— Набирать первый класс. Нужно, чтобы каждый ребёнок привык к тебе. У меня было и по девятнадцать детей. Найти подход к каждому ребёнку, чтобы не обижался, не плакал. Обычно первое время ребятишки боятся учителя. Это самое трудное.
Учитель — пример для своих детей и для всей школы. Нужно быть наставником, давать дельные советы ребятам не только на уроках, но и в жизни. Чтобы они запомнили тебя не только как учителя, стоящего у доски, но и как хорошего человека. Ко мне прибегают девочки из старших классов и спрашивают совета: как им лучше одеться, посвящают в свои душевные дела. Я поговорю с ними, а они потом благодарят.
Знаю, трудно найти общий язык с родителями. Мне повезло с ними: и понимают, и реагируют на всё. Родителям посоветую: защищайте своих детей от всего, жалейте, насколько возможно, балуйте их, в хорошем смысле этого слова. Потому что, когда дети вырастают, их так жалеть, как мы, никто не будет. Уйдут во взрослую жизнь — и всё. И слышать, понимать ребёнка надо. Конечно, и пожурить можно, но в основном, жалеть и защищать от всего и всех. Своих детей я баловала.
— Каково работать там, где Вы сами когда-то учились?
— Там, где сам учился, легче работать. Знаешь эту школу, учителей… Легче в том плане, что это твоё место, твоя родина, твоя школа. Своих наставников по-особенному воспринимаешь. Первым моим наставником была завуч Холодновской школы Валентина Алексеевна Вольф. Она очень много помогала, учила нас, молодых специалистов. Вторым — Нинель Георгиевна Кирьянова, учитель Битковской школы. Она дала мне столько дельных советов на открытых уроках! И всё это так разно и ненавязчиво. Один раз скажет, а запоминались на всю жизнь её советы. Без души и искренности не может быть педагога. Если он любит детей, то к любому ребёнку найдёт ключик. На моё счастье в жизни не было таких событий, после которых бы захотелось уйти из школы. Пока силы есть, буду работать.
— Что Вам нравится в современном образовании?
— Оно отличается современными технологиями, они мне нравятся. Можно на любом уроке показать презентацию, в каждом классе есть ноутбук, интернет. Но всё же… Мы разговаривали с Татьяной Викторовной Герасимовой, когда-то я у нее училась, и она сказала: «Если бы меня поставили перед выбором: современные технологии или доска и мел, я бы выбрала второе». И у меня то же мнение: все уроки стояла бы у доски с мелом в руках.
— Какое о образование Вы считаете лучшим для будущего педагога?
— Это зависит от учреждения, где учишься. Когда я была в училище, мне повезло с преподавателями, и было очень много практики. Мы учились два года: месяц — учёба, месяц — практика в школе. Писали конспекты. Практика была замечательная. В современном мире без высшего образования никуда, но я считаю, что наше педагогическое училище было чудом. Я нисколько не жалею, что училась именно там.
Приходят девчонки сегодня после педагогического университета, и у них нет такого опыта, какой приобретаешь после педучилища. Но главное — любить детей, опыт придёт. Не надо идти работать в школу, если ты не любишь детей. И нужно любить свою профессию. Без этого невозможно работать в школе.
— Какая Вы после уроков?
— Люблю детективы Михаила Черненка: «Брызги шампанского», «Тайна старого колодца». Читаю разные газеты, журналы, педагогическую литературу. Когда у меня в гостях дети, внуки, люблю готовить. Занимаюсь с внуками: мы и играем, и поём, и лепим, и читаем, и рисуем. Много времени трачу на уборку. Рукоделием не занимаюсь. Своё свободное время провожу в клубе, занимаюсь самодеятельностью.


Ольга ШКОРКИНА, Шигаево