Редакция

Горячие строки

В редакции заранее готовим материалы ко Дню печати. Сегодня разговор с Августой Васильевной Андриановой, бывшей печатницей.

Она встречает у ворот: «Странный сон видела сегодня. Будто напечатала одну сторону газеты, а вторую — нет. И ушла домой, потом вернулась на работу — а всё рассыпано, все буквы, тексты и фотографии. Первая и четвёртая страницы есть, а разворот чистый, нет второй и третьей полосы! Газета тогда была на четырёх страницах. Спрашиваю Владимира Михеева: «Как же мы без газеты всех оставим? Такого ещё не было!».

Так под поговорку, что сон в руку оказался и напророчил воспоминания о днях давно прошедших, входим в дом. Топится печка, хозяйка на время оставляет колдовство над ряженкой. Это когда деревенское кипячёное молоко «женят» со сливками и получают вкусное полезное блюдо.

Пока Августа Васильевна выбирает фотографии, слушаю её рассказ. На печатника она училась в Новосибирском полиграфическом училище, практику студенты проходили в городских типографиях. А обучение мастерству наборщиков и печатников шло в отдельном здании, в училище. Вернулась домой, в Сузун, в 1966 году.

«Типография была там, где сейчас баня, на Коммунистической, — уточняет моя собеседница. — Редакция и типография были одним предприятием. Руководил редактор Василий Михайлович Кузнецов. Корреспондентов всех помню: Сашу Бондарева, Мишу Щукина, Гену Налимова, Володю Овсянникова».

Как происходил процесс печати? В ящичках — кассе — лежали буквы в зеркальном исполнении. Наборщикам выдавали машинописный оригинал текста, они делали набор строчек руками, следя за ровностью, пробелами, точностью переноса. Труд кропотливый, строчка могла и покоситься. Везде уже пользовались линотипами, специальными машинами. Но в Сузун новая техника поступила гораздо позже. Краска была ядовитой, грязные шрифты отмывались только керосином.

«Это было вредное производство. Потом перешли на линотип, но для здоровья лучше не стало, поэтому наборщики и линотиписты уходили на пенсию на пять лет раньше. А печатники работали здесь же, в цеху, но эта льгота на нас не распространялась», — говорит Августа Васильевна.

Работала в Сузуне три года, потом отправилась к мужу в Молдавию. А когда вернулась, типография уже переехала на первый этаж здания, где и сегодня располагается редакция районной газеты. «Я будто домой открыла дверь, а места мне не было. Ничего не стала искать, устроилась в типографию уборщицей. Место освободилось через год, когда одна печатница уволилась и уехала», — Августа Васильевна вспоминает, перебирая фотографии на столе. Вот тогда, в 1977 году, она впервые и увидела, как работает линотип — строкоотливной наборный аппарат.

Линотипист Валентина Сотникова автоматически настраивала шрифты. Для этой специальности очень важна была грамотность, хорошее знание русского языка. Газетные строки формировались из металлических буквенных матриц и пробельных клиньев. Линотипист нажимал на клавишу, и нужная литера выпадала на ленту транспортёра. В итоге из матриц получались металлические строки-пластины.

Выражение «горячие строки» в те годы можно было понимать буквально, ведь литеры отливали под высокой температурой. Строки, набранные линотипистами, заполнялись сплавом. Температура в котле достигала 275 градусов. Наборщица Вера Плотникова смотрела на макет и делала из строчек, заголовков и фотографий страницу, связывала шпагатом. Печатница несла металлические гранки на подставке и помещала страницу в машину.

Первый оттиск поступал на проверку. Корректор вычитывал тексты не на один раз. Если выявляли ошибки, приходилось переливать всю строку. Редактор после своей проверки ставил визу: «В печать», и тогда печатался весь тираж, 12 тысяч экземпляров.

«Руководила типографией Надежда Ивановна Неустроева, раньше работавшая корректором, а наборщиков было четверо, — поясняет Августа Васильевна. — Печатниц было две: я и Оля Бруне, у каждой своя машина. Она напечатает первую и четвёртую страницы, я на обороте — вторую и третью. Если одна машина ломалась, приходилось работать дольше. Но ремонтировали быстро, и опять возвращался нужный темп. Газета выходила три раза в неделю, районные новости должны были появиться на следующий день, поэтому редактор ждал окончания совещания в райисполкоме или райкоме, дописывал, вычитывал. Соответственно печатникам приходилось работать ночью. Иду с работы домой утром, а мне навстречу сузунцы торопятся на работу. Бумага поступала из склада большими листами, в мороз магнитилась, мог пойти брак. Листы резали на размер газеты на специальной машине».

Утром с почты приезжали за тиражом, и подписчики в тот же день получали свежий номер районки. В типографии после выхода тиража строчки рассыпали, опять расплавляли в ленты, которыми заправляли линотип. Хотя вентиляция работала, от паров металла никуда было не деться. Нужно учесть, что выходила в свет не только газета: все накладные, ведомости, журналы учёта и прочее, необходимое для района, печатали здесь же.

Наверное, не только работа вспоминается? «Коллектив был большой, дружный. При четырёх редакторах пришлось потрудиться. Общие юбилеи, встречи Нового года, выезды на природу. Люди творческие, было интересно, — с удовольствием делится Августа Васильевна. — Потом нас отделили от редакции, газету стали печатать в Искитиме, Камне-на-Оби. А мы выполняли заказы на другую печатную продукцию. Даже было странно, что рабочий день стал длиться с девяти утра до шести вечера, без ночных смен. Чаще стали коллективом выбираться в лес за ягодами, грибами. Запомнился случай, когда я сагитировала женщин за ежевикой поехать в Малышево. На своей лодке не рискнула ехать с мотором, так через Обь на «казанке» на вёслах их перевезла. Ежевика была гроздьями, крупная, как виноград. Быстро набрали, пришли на берег. И вдруг налетела буря, волны огромные. Мама моя пришла нас встречать, а переправляться опасно. Она пошла в колхоз, дали катер. Мы на катере, а лодка — прицепом, так и переправились на правый берег».

Типографию закрыли в 1992 году. Моей собеседнице не хватило двух лет до пенсии. Найти работу стало совсем сложно. Но те годы, когда работала типография, а сотрудники самыми первыми узнавали новости, считает самыми интересными и насыщенными в своей жизни.

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ