Эксперимент как метод сбора информации в журналистике
Кратко
Эксперимент как метод сбора информации – это искусственное создание, моделирование журналистом обстоятельств, позволяющих выявить скрытые закономерности, конфликты, найти способ решения назревшей в обществе проблемы.
МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
Для сбора нужной информации журналисты прибегают к определённым методам, которые включают в себя: наблюдение, интервью, анализ документов, эксперимент, метод маски. Метод, который журналист определяет для конкретной работы – это начало хорошо продуманной стратегии. Ведь от того, как автор построит свою работу над материалом, зависит тип информации и общий вид работы.
ЭКСПЕРИМЕНТ
Эксперимент как метод сбора информации – это искусственное создание, моделирование журналистом обстоятельств, позволяющих выявить скрытые закономерности, конфликты, найти способ решения назревшей в обществе проблемы.
Журналист искусственно создает ситуацию, в которой он контролирует поведение объекта наблюдения. Требует более долгой и тщательной подготовки, чем иные методы. Заранее создается программа эксперимента, отрабатывается его методика.
Эксперимент имеет различные формы и виды.
По типу определяются последовательный и параллельный эксперимент (контрольная и экспериментальная группы).
По характеру эксперимент может быть естественным или искусственным. Первый проводится при стечении естественных обстоятельств, например, природных или социальных (стихийное бедствие, конфликт в коллективе и т.д.), когда журналист «внедряется» в естественную ситуацию с целью проверить её противоречия, поставить проблему. Второй проводится в специально созданных журналистом условиях, например, эксперимент на выживание.
По длительности различают кратковременные и долговременные эксперименты.
В эксперименте могут участвовать две или более групп лиц. На них воздействуют одинаково и выявляют особенности поведения каждого из участников. Можно также включить в работу одну группу и затем помещать её в разные экспериментальные ситуации и следить за изменением поведения в той или иной ситуации.
На особом счету находится лабораторный эксперимент, который отличается от других тем, что в подготовке его участвуют не только журналисты, но и специалисты: врачи, социологи т.д.
Эксперимент — комплексный метод, в котором используются наблюдение, анкетный опрос, интервью и т.п. Он требует большого мастерства, знания проблемы, социальной психологии и методов социологического исследования.
Метод эксперимента в журналистике зачастую отождествляют с методом включенного наблюдения. Тому есть свои причины. Во-первых, как и во включенном наблюдении, журналист-экспериментатор поддерживает непосредственную взаимосвязь с объектом изучения. Во-вторых, эксперимент, как и наблюдение, может проводиться скрытно. Наконец, в-третьих, эксперимент относится к визуальным средствам изучения социальной действительности. Впрочем, несмотря на общность основных признаков, эксперимент имеет и свои особенные черты и характеристики.
В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журналист на практике мог проверить свои гипотезы, «проиграть» некие житейские обстоятельства, которые позволили бы ему лучше познать изучаемый объект. К тому же в любом эксперименте заложен не только познавательный интерес журналиста-исследователя, но и управленческий. Если во включённом наблюдении корреспондент является скорее регистратором событий, то участвуя в эксперименте, он имеет право вмешиваться в ситуацию, воздействуя на её участников, управляя ими и принимая какие-то решения.
Таким образом, эксперимент связан с созданием искусственного импульса, призванного проявить те или иные стороны изучаемого объекта. Журналист может провести эксперимент на себе, внедрившись в нужную ему социальную группу, стать «подставной фигурой» и т.п. При этом он не только воздействует на ситуацию, но и стремится привлечь к эксперименту всех интересующих его лиц.
Основная особенность журналистского эксперимента заключается в том, что сотрудник газеты, прибегающий к нему, побуждает себя некоторое время заниматься тем, чем каждый день занимаются 100, десятки тысяч людей. Например, получив задание написать о работе ателье по пошиву одежды, журналист сам становится клиентом.
Журналистский эксперимент, в отличие от научного, проводится скрыто. С оповещением о нем вовлекаемых в эксперимент людей, само его проведение становиться бессмысленным. Суть эксперимента заключается в том, чтобы углубиться в жизнь, не афишируя своей принадлежности к журналистской профессии. Журналистский эксперимент условно можно подразделить на 2 вида: одиночный — т.е. осуществляемый одним сотрудником; групповой.
При планировании и проведении эксперимента журналистам надо учитывать следующие моменты. Во-первых, еще до начала опыта необходимо определить его цели и задачи. Для этого нужно хорошо изучить ситуацию, собрать предварительную информацию о вероятных участниках, проработать имеющиеся документы и другие источники, а также наметить предмет изучения, т.е. то, что особенно будет интересовать в объекте исследования. Во-вторых, необходимо определить место действия: будет ли эксперимент осуществлен в естественных или в лабораторных условиях. Соответственно надо подготовить и себя, и других участников операции.
Побуждающие мотивы, которые вызывают необходимость создания экспериментальной ситуации:
— недостаточность необходимой журналисту информации для проверки или уточнения его гипотезы;
— невозможность получить такую информацию обычными методами;
— необходимость получения психологически достоверных аргументов.
Таким образом, эксперимент в журналистской практике целесообразно проводить лишь в тех случаях, когда перед корреспондентом стоит задача более глубокого проникновения в жизнь, когда ему с помощью различных воздействующих факторов необходимо выявить истинные поведенческие реакции людей, наконец, когда требуется проверить гипотезы по поводу того или иного объекта социальной действительности.
Светлана ИОСТ