Испытанием «Образовательный проект» завершилась череда этапов конкурса «Учитель года 2021».
Третьего марта участники должны были за 150 минут представить жюри готовый проект, презентовать его и ответить на вопросы. Из четырёх предложенных тем выбрали «Маршрут успеха ребёнка». «Впервые в этом году в программе конкурса появился этот этап, — отметила старший методист управления образованием Олеся Базылева. — Жюри интересно посмотреть, как учителя будут работать одной командой. Темы мы предложили из прошлогоднего областного конкурса «Учитель года». Это не случайно. Ведь победитель муниципального этапа будет представлять районное образование на областном этапе».
Маршрут построен
Конкурсанты свой проект решили ограничить рамками начальной школы. Обозначили задачи: организовать разнообразные формы деятельности учащихся; создать условия для развития личностных качеств каждого ребёнка; организовать взаимодействие с культурно-досуговыми учреждениями. При обсуждении каждый высказывал свою точку зрения, опираясь на собственный опыт. Назвали этапы реализации проекта: от анкетирования и анализа ресурсов дополнительного образования, поддерживая интерес детей, фиксировать результаты в портфолио, отмечать в социальных сетях, на линейках и ярмарках. Обобщая итоги, составить план на следующий год, обозначить ожидаемые результаты.
Отвечать на вопросы жюри, по сути, означало — делиться своим опытом. Людмила Васильевна Река отметила, что основную подготовительную работу проводит в первом классе: выявляет способности и интересы детей, наблюдениями делится с родителями. В результате уже во втором классе многих детей записали на художественное и одну девочку — на хореографическое отделение ДШИ. А как быть сельской школе? Ответ есть у Веры Александровны Булановой: «Помогает Интернет. Мои второклассники участвовали в барнаульских олимпиадах. В третьем классе мы довольны победой в конкурсах, организованных в Санкт-Петербурге. Выручает платформа Учи.ру. Всем классом участвуем в жизни Болтово, акциях «Чистое село»; кружки по интересам есть в школе».
Евгений Викторович Малютин считает, что недостаточно дипломы грамоты учеников хранить в портфолио, он в классном уголке отмечает победы детей в разделе «Наши достижения». На стенде Шипуновской школы пятиклассники видят, как их поздравляют с успехами в спортивных соревнованиях, на олимпиадах и других конкурсах. А родители отслеживают эту информацию на школьном сайте.
Уходят дети от первого учителя в пятый класс… Знает ли новый классный руководитель об увлечениях и успехах каждого ребёнка? «Конечно, знает, — уверена Наталья Сергеевна Захарова. — На каждого четвероклассника составляю характеристику, чтобы видны были не только оценки по предметам. Вот здесь и помогает портфолио: это пусть и неполное собрание всех достижений ребёнка, но достаточное, чтобы понять его интересы».
На обсуждении речь шла не только об образовательном проекте, который создали участники конкурса, но и о школьных проблемах разного плана. Как быть, если ребёнок вместо бассейна хочет танцевать или поехать на профильную смену в «Патриот»? Почему в программе трудового обучения акцент делался на развитие технических навыков, которые пригодятся всем мальчишкам во взрослой жизни, а теперь основой становится умение обращаться с компьютерными технологиями? «Не удивительно, что получила такое распространение услуга «муж на час», ведь парни не умеют гвоздь забить, кран починить», — поделился наблюдением учитель технологии Евгений Викторович Малютин.
Экзамен сдан
Последний конкурсный день получился очень насыщенным. А чем запомнился весь конкурс? Конечно, готовились к каждому этапу. Самым главным все назвали «Урок»: в незнакомом классе, в другой школе или в «Точке роста», урок остался уроком. Пусть в классе вместо привычных одиннадцати детей было двадцать четыре, как у Веры Александровны. Все справились. А для Людмилы Васильевны стресс был двойной: её второй класс стал конкурсной площадкой для молодых педагогов. Она больше переживала не за себя, а за своих детей: чтобы смогли показать, чему научились; чтобы не подвести тех, кто отважился на свой «Педагогический дебют».
Учителям понравились мастер-классы. Это был объединяющий всех конкурсантов этап, живой, интересный. Увидели друг друга в деле. Кто профи, кому ещё на цыпочках тянуться за опытными коллегами — это оценило жюри. А самим пообщаться было приятно, почувствовать поддержку и понимание.
На классных часах форс-мажор случился у Людмилы Васильевны: ушёл «на больничный» второй класс, пришлось учителю срочно перестроиться и провести внеурочное занятие в четвёртом классе. Такую вот незапланированную контрольную работу выполнил учитель. Евгению Викторовичу помог опыт руководителя школьного военно-патриотического клуба. Веру Александровну порадовала отдача от детей на занятии по профориентации: «Они обещали поговорить дома с бабушками и дедушками об их мечтах, как они сбылись».
«На сайте управления образованием можно было видеть оценки жюри за несколько этапов. Конечно, смотрела свои, чтобы понять, где поднажать. Один большой минус у конкурса — мой выпускной класс был практически брошен. А ведь у нас каждый день на счету», — поделилась Наталья Сергеевна. И всё же плюсов было больше. Проверили себя на стрессоустойчивость, вспомнили, как выступать перед большой аудиторией, обменялись опытом, попытались стать лучше — об этом сказали все и добавили: получилось!
Одиннадцатого марта состоялась церемония награждения. Зрители оценили презентации конкурсантов. Директор управления образованием Елена Торопова поздравила участников и назвала победителя: Наталья Сергеевна Захарова стала Учителем года в Сузунском районе. Диплом лауреата получила Людмила Васильевна Река.
Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ
О видах устойчивых к антибиотику бактерий, больничных инфекциях и лабораторном тестировании антибиотиков рассказала главный микробиолог…
Рыба – полезный и вкусный продукт, который диетологи советуют есть не реже двух раз в неделю, а при желании…
Исследователи проанализировали 30 тысяч наиболее популярных рецептов, востребованных среди россиян, и составили список любимых продуктов
В преддверии международного праздника Дня матери редакция газеты «Новая жизнь» провела конкурс среди наших читателей…
За октябрь заковряжинские женщины-активисты сплели семнадцать маскировочных сетей
За последние два года усилились манипуляции в интернете