Комплексы родом из детства
Кратко
4-10 марта – неделя здоровья матери и ребёнка
Детские обиды и детские страхи, честолюбивые, тревожные, несдержанные родители… Ошибки в воспитании совершаются не по злому умыслу, а по незнанию и недостатку опыта. Это только кажется, что действия родителей «всегда во благо», а у детей с возрастом «всё забывается». На самом деле, детские обиды и детские страхи перерастают в комплексы, которые часто сопровождают человека всю жизнь и влияют на отношения с другими людьми.
По мнению детских психологов, никакой другой социальный институт не может дать так много для формирования основ личности и нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Будущий характер и поведение детей во многом зависит от типа семейных отношений и от стиля воспитания. При неправильном воспитании ребенка в семье к подростковому возрасту формируются специфические изменения характера с ярко выраженными отдельными чертами. Примером негармоничного развития личности могут служить известные герои мультфильмов. Например, педантичный, необщительный, зацикленный на здоровье ослик Иа-Иа и готовый «с кукольной жизнью расстаться» пессимист Пьеро; как противоположность — чересчур активный, неорганизованный, некритичный по отношению к себе Винни-Пух и склонная к перепадам настроения, недисциплинированная, не выполняющая своих обещаний Маша из мультфильма «Маша и медведь».
Стиль воспитания – это установки и поведение родителей по отношению к детям. В каждой семье складывается определенная система воспитания.
При авторитарном стиле воспитания — «стиль подавления» — родители контролируют все сферы жизни ребенка, не учитывая его интересы и потребности. Ребенок должен подчиняться приказам и соблюдать запреты, иначе будет сурово наказан. Все решения принимают родители, считая, что они знают «как лучше». У детей развивается враждебность, агрессивность к окружающему миру, неуверенность в себе, заниженная самооценка, недоверие к людям, трудности в общении.
Стиль опеки — это «контроль над всей жизнью» со стремлением родителей обеспечить все потребности ребенка, оградить от трудностей и забот, взяв их на себя. Ребенок — «кумир в семье», где выполняют все его прихоти, награждают и хвалят даже за мелкие достижения, уступают ребенку во всем. В результате такого стиля воспитания вырастают несамостоятельные, пассивные, эгоистичные люди с несформированной личностью, сложно адаптирующиеся в коллективе и обществе, не терпящие порицания и критики.
Либеральный – это «стиль невмешательства», детямпредоставляется полная свобода без запретов и ограничений, по принципу «вырастут — всё сами поймут». Взрослые не интересуются проблемами ребенка, безразличны к его делам и чувствам, общение в семье формальное, без душевной близости. Контроль практически отсутствует, как и четкие требования. Ребенок чувствует себя ненужным, не умеет справиться с проблемами и часто конфликтует. В результате вырастает неуверенным в себе, не способным брать на себя ответственность и воспринимать желания и требования окружающих, не признаёт рамок и условностей.
Демократический — «стиль сотрудничества» — предполагает теплые, доверительные отношения в семье, эмоциональную близость всех ее членов. Родители ориентируются на возможности, потребности и интересы ребенка, понимают его проблемы и принимают его позицию, адекватно относятся к происходящему. Поощряя инициативу и самостоятельность, стараются сформировать у ребенка уверенность в себе, научить принимать решения и нести ответственность. Используя свои родительские права в воспитании, требуют выполнения обязанностей и адекватно контролируют детей, не ущемляя их прав. Дети имеют адекватную самооценку, открыты и дружелюбны, инициативны, решительны и ответственны.
Таким образом, в детско-родительских отношениях для формирования здоровой личности оптимальным является демократический стиль воспитания. Не существует «хороших» и «плохих» детей, в характере каждого имеются как положительные, так и отрицательные черты.Задача родителей — привить ребенку в процессе воспитания основные нравственные черты (такие, как честность, порядочность, внимание к окружающим и пр.), и развивать волевые качества (настойчивость, решительность, стремление к успеху).
В детско-родительских отношениях непросто найти «золотую середину», нужно осознать свои ошибки и скорректировать стиль семейного воспитания.
Как избежать «педагогических промахов» и «родительских ловушек»?
Самое главное — это согласованность в воспитании.Если каждый родитель (или бабушки и дедушки) придерживается разных стилей воспитания, то к ребенку предъявляются противоречивые, взаимоисключающие требования. Противоречия в позициях взрослых приводят к психологическому стрессу, неуверенности в себе и проблемам в поведении, так как ребенок не может понять, что правильно, а что нет.
Нельзя обсуждать спорные вопросы воспитания в присутствии ребенка. Ребенок начнёт манипулировать родителями, приспосабливать свое поведение к каждому из них, добиваясь выгод в свою пользу. Кроме того, любые конфликты в семье — это психотравмирующая ситуация для ребенка.
Требовать от ребенка «соответствия ожиданиям». Ребенок пришёл в мир уникальной личностью со своими способностями и особенностями. Избегайте сравнения ребенка с кем-либо, в том числе с братьями или сестрами, не навязывайте примеры для подражания, наоборот, учите быть самим собой, ориентируя на самосовершенствование («завтра ты справишься лучше, чем сегодня»).
Кричать, упрекать и наказывать за непослушание, запрещать. Подходите к воспитанию ответственно – всегда придерживайтесь установленных в семье правил и требований, не противоречьте сами себе. Вместо безоговорочного «нельзя» лучше сказать ребенку «не надо» и объяснить, почему именно.
Настаивать на своем, не оставляя ребенку права голоса. Уважайте право ребенка на собственное мнение. Отношения строятся не по вертикали, а по горизонтали. Спросите, почему он думает именно так, выясните мотивы и примите совместное решение.
Навешивать «ярлыки». Не делайте глобальных выводов из сиюминутных ситуаций. Назвав ребенка «непослушным», вы провоцируете его продемонстрировать вам и окружающим, каким непослушным он может быть. Помните, мнение родителей влияет на личностное развитие, самооценку, и поведение ребенка.
Чувствовать вину за недостаток общения с ребенком. Чувство вины разрушает психику. Не сравнивайте себя с другими, сосредоточьтесь на вашей семье. Пересмотрите ваши ценности. Возможно, стоит отказаться от работы допоздна и проводить больше времени с ребенком?
Пересмотрите свои взгляды, если ваш стиль на семейное воспитание далек от «стиля сотрудничества»:
-Принимайте ребенка таким, какой он есть;
-Используйте в воспитании собственный пример;
-Поддерживайте дружеские отношения с детьми, уважайте их интересы, желания и увлечения;
-Хвалите детей, поощряйте инициативу и самостоятельность;
-Разумно используйте свои родительские права: вместо жесткого контроля и приказов — последовательность в воспитании и доверительные отношения;
— Никогда не применяйте физическое наказание.
А самое главное — любите своих детей и говорите им, что вы их любите!
Врач-методист И.М. КОЧНЕВА