Земляки

Кто растит умниц и умников?

Первый раз в первый класс идти приятно первого сентября. А как себя малыши почувствуют второго числа? А через месяц?
Об этом задумалась учитель начальных классов Сузунской школы № 2 Яна Андреевна Хапакныш, когда её сегодняшние четвероклассники были ещё первоклашками. Вспоминая то время, она улыбается: «Я ведь и сама тогда по-настоящему открывала для себя школу: пусть позади был Алтайский государственный педагогический университет, сессии, практика, небольшой опыт работы тренером по плаванию в детском саду. Но с должностью учителя начальной школы я должна была справиться впервые. Так что мы вместе привыкали и к школьному образу жизни, и друг к другу: дети и я».
Любой молодой специалист полон новых знаний, ему не приходится переучиваться. Но опыта маловато и авторитет ещё надо зарабатывать. Хорошо, если приходят на помощь наставники. Так было и у Яны Андреевны. Вера Владиславовна Железнова помогла выстроить методику урока, разобраться с формами деятельности на занятиях. Как правильно вести документацию, показала Вера Дмитриевна Соколова. Надежда Петровна Гулидова подсказывала варианты проведения этапов урока, где какой метод использовать, где лучше фронтальную работу, где индивидуальную, где отдельным ученикам дать задания. С любым вопросом можно обратиться и к Елене Викторовне Соколовой. «Хочешь научиться — учись у лучших», — подводит итог молодой учитель.
Кроме этого, за четыре года работы Яна Андреевна проучилась на четырёх модульных курсах. И это уже не взгляд студентки на учёбу, она сразу связывает новые знания с каждым своим рабочим днём. К примеру, тема курса — агрессия в школе, причины и способы профилактики. «Именно в начальных классах, когда дети очень динамичные и учатся друг от друга не только хорошему, приходится много беседовать на классных часах и уроках о важном. Кто кого толкнул, почему не извинился, обидел — это обсуждаем сразу. Такой возраст: все хотят быть лидерами. Но именно сейчас рождается коллектив, хочу, чтобы и в старших классах остались у них дружба и взаимопонимание», — говорит Яна Андреевна. Охотно откликнулись дети на предложение учителя придумать в стихах правила поведения: сочинили и пользуются не один год.
А вот ещё одна тема — развитие исследовательских умений младших школьников. Комментируя этот курс, она рассказывает о математике и окружающем мире: именно по этим предметам было больше проектов. Запомнились детям собственные исследования о заповедниках, красочные презентации, уверенные выступления, на Красную Книгу ссылаются до сих пор. Жаль, что эти проекты не увидели их ровесники. А вот на математический кружок умники и умницы из параллели приходят, разбираются с римскими и арабскими цифрами, анализируют, делают выводы.


Пригодилась молодому учителю и тема педагогических технологий инклюзивного образования. Во втором классе пришёл ученик с ограничениями по здоровью. «Дети приняли его хорошо. Мальчик общительный, неконфликтный, занимается спортом, выступает, у него много друзей», — видно, что педагог рада за своего ученика и за весь детский коллектив. Малыши подрастают и понимают, что в учёбе и на спортивной дистанции больше шансов на победу у того, кто умеет поддержать, а не поставить подножку.


Как складывается жизнь в Сузуне? «Сначала пришлось снимать жильё. А через полгода дали ведомственную квартиру-студию. Жаль, что не могу участвовать в программе «Земский учитель». Пока свои жизненные планы связываю с Сузуном», — уточняет учитель Яна Хапакныш.


Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ