Тридцать пятый год работает в школе Светлана Черникова. Педагог уважаемый, отмеченный наградами. Почему волнуется каждое первое сентября? Светлана Александровна говорит: «Дети за лето взрослеют, становятся на год старше. Как они себя поведут? Что нового узнали? Что преподнесут они мне в этом учебном году?»
Сегодня наш разговор о профессии с учителем начальных классов Битковской школы.
— Светлана Александровна, что помните из своей школьной жизни?
— Класс у нас был дружный, нас было пять человек. А вообще из школьной жизни помню Битковский интернат. Как учились, и, бывало, ночами не спали: свобода, родителей рядом нет. Оставались на продлёнке, кружки разные посещали. Интересно было, хорошо. Хотя и скучали сначала по дому. Не любила химию, физкультуру, обожала литературу, русский язык. Это благодаря Марии Давыдовне Муруновой. Эта чудо–женщина взяла классное руководство над нами с третьего по седьмой классы. Я до сих пор люблю русский язык и литературу.
— Когда Вы захотели стать учителем?
— Когда училась в начальных классах у Нины Ивановны Елковой. Её уже год нет в живых, а я до сих пор помню руки Нины Ивановны. Я мечтала стать учителем, играла в школу. Конечно, с возрастом мнение моё менялось. Но в итоге после десятого класса в 1986 году поступила в Черепановское педагогическое училище по ускоренной программе. 15 августа 1988 года по распределению попала в филиал Шарчинской школы: Фёдоровскую малокомплектную школу директором и учителем начальных классов. Мне тогда было семнадцать лет. В Фёдоровке я ни разу не была, не знала, что это за деревня. Заведующий РОНО П.Н. Иванов предложил работать в Верх-Сузунской школе, я отказалась: очень хотела в малокомплектную.
— О чём думали, идя на первый урок?
— Первые уроки у нас были в училище, пробные. А самый первый школьный урок, на который я так боялась идти, у меня и был в Фёдоровке. Я помню всех моих ребятишек: Ира Демина, Ира Овсянникова, Ваня Клейншмидт, Марина и Коля Слезко, Лёша Стариков. Первого сентября на уроке Мира я знакомилась с учениками. Как и каждый начинающий учитель, я очень боялась ничему не научить детей.
С ребятишками начальных классов мне интереснее работать. Они уже — не детский сад, но ещё не среднее звено. Подашь им любую идею, загораются глаза. А старшеклассники повзрослее, им одно нравится, другое не нравится.
— Самое тёплое воспоминание?
— Тёплых воспоминаний миллион. Например, идёшь в школу, а дети бегут тебе навстречу (и старшеклассники тоже) и обнимают. Но есть воспоминание до слёз, важное. Однажды занимаюсь дома делами, муж Николай заходит и говорит: «Выйди на улицу, там к тебе приехали». Выхожу, стоят какие-то мужчины. «Светлана Александровна, вы не меняетесь!», — это были первые мои ученики, уже такие дядьки! Вот такие моменты, когда ребятишки помнят, подходят, любят, очень ценны. Был у меня ученик. Он мне говорит, что был изгоем, а стал нормальным учеником. Это до слёз. Бывает, уйду из кабинета, захожу, а они напишут на доске: «Вы лучший учитель». То записку подсунут с сердечком. Вот из таких тёплых моментов складывается моя работа.
— Идеальный ученик для Вас, какой он?
— Озорной, не ябеда, чтобы был прямой, всегда говорил начистоту, дело даже не в учёбе. Вот случай. Я даю задание на дом, чтобы написали, что им не нравится в школе. Ученица перечислила и добавила, что ей не нравятся уроки рисования. Я у неё спрашиваю, почему. Она отвечает: «Я не умею рисовать дельфина, а в школе нам не показывают». Я ей говорю: «Ты ко мне подойди, и мы вместе его нарисуем». Объяснила ей, что у нас есть программа, по которой мы должны работать и не отступать от неё. А всё, что хочешь нарисовать или узнать, я объясню и покажу. Вот так уладили этот вопрося. Идеальный школьник спрашивает у учителя обо всём, что его интересует.
— Вспомните своего любимого ученика.
— Любимчиков у меня никогда не было. Вот у меня есть мальчик с ОВЗ, бывает и поведение разным. Но он такой интересный. У него спросишь, почему не был на уроке, отвечает прямо: «Я проспал, Светлана Александровна». Он не будет врать. Он такой особенный, искренний.
Седьмой выпуск был у меня вообще «зажигалки». Из всех никого я даже выделить не могу, все запомнились. До сих пор ко мне в кабинет бегают и знают, что у меня всегда в сумке есть конфеты. Я их угощаю. Бывает, сидят без настроения, я раздам им по конфетке, зашуршали, поели. Спрашиваю: «Начинаем урок?», отвечают: «Начинаем». Даже вот так бывает.
Каждый ребенок индивидуален. Одному больше нравятся гуманитарные предметы, другому — точные науки. Обижаться на это точно нельзя. А физкультура, рисование и музыка — любимые у всех уроки.
— Что самое трудное в работе?
— Набирать первый класс. Нужно, чтобы каждый ребёнок привык к тебе. У меня было и по девятнадцать детей. Найти подход к каждому ребёнку, чтобы не обижался, не плакал. Обычно первое время ребятишки боятся учителя. Это самое трудное.
Учитель — пример для своих детей и для всей школы. Нужно быть наставником, давать дельные советы ребятам не только на уроках, но и в жизни. Чтобы они запомнили тебя не только как учителя, стоящего у доски, но и как хорошего человека. Ко мне прибегают девочки из старших классов и спрашивают совета: как им лучше одеться, посвящают в свои душевные дела. Я поговорю с ними, а они потом благодарят.
Знаю, трудно найти общий язык с родителями. Мне повезло с ними: и понимают, и реагируют на всё. Родителям посоветую: защищайте своих детей от всего, жалейте, насколько возможно, балуйте их, в хорошем смысле этого слова. Потому что, когда дети вырастают, их так жалеть, как мы, никто не будет. Уйдут во взрослую жизнь — и всё. И слышать, понимать ребёнка надо. Конечно, и пожурить можно, но в основном, жалеть и защищать от всего и всех. Своих детей я баловала.
— Каково работать там, где Вы сами когда-то учились?
— Там, где сам учился, легче работать. Знаешь эту школу, учителей… Легче в том плане, что это твоё место, твоя родина, твоя школа. Своих наставников по-особенному воспринимаешь. Первым моим наставником была завуч Холодновской школы Валентина Алексеевна Вольф. Она очень много помогала, учила нас, молодых специалистов. Вторым — Нинель Георгиевна Кирьянова, учитель Битковской школы. Она дала мне столько дельных советов на открытых уроках! И всё это так разно и ненавязчиво. Один раз скажет, а запоминались на всю жизнь её советы. Без души и искренности не может быть педагога. Если он любит детей, то к любому ребёнку найдёт ключик. На моё счастье в жизни не было таких событий, после которых бы захотелось уйти из школы. Пока силы есть, буду работать.
— Что Вам нравится в современном образовании?
— Оно отличается современными технологиями, они мне нравятся. Можно на любом уроке показать презентацию, в каждом классе есть ноутбук, интернет. Но всё же… Мы разговаривали с Татьяной Викторовной Герасимовой, когда-то я у нее училась, и она сказала: «Если бы меня поставили перед выбором: современные технологии или доска и мел, я бы выбрала второе». И у меня то же мнение: все уроки стояла бы у доски с мелом в руках.
— Какое о образование Вы считаете лучшим для будущего педагога?
— Это зависит от учреждения, где учишься. Когда я была в училище, мне повезло с преподавателями, и было очень много практики. Мы учились два года: месяц — учёба, месяц — практика в школе. Писали конспекты. Практика была замечательная. В современном мире без высшего образования никуда, но я считаю, что наше педагогическое училище было чудом. Я нисколько не жалею, что училась именно там.
Приходят девчонки сегодня после педагогического университета, и у них нет такого опыта, какой приобретаешь после педучилища. Но главное — любить детей, опыт придёт. Не надо идти работать в школу, если ты не любишь детей. И нужно любить свою профессию. Без этого невозможно работать в школе.
— Какая Вы после уроков?
— Люблю детективы Михаила Черненка: «Брызги шампанского», «Тайна старого колодца». Читаю разные газеты, журналы, педагогическую литературу. Когда у меня в гостях дети, внуки, люблю готовить. Занимаюсь с внуками: мы и играем, и поём, и лепим, и читаем, и рисуем. Много времени трачу на уборку. Рукоделием не занимаюсь. Своё свободное время провожу в клубе, занимаюсь самодеятельностью.
Ольга ШКОРКИНА, Шигаево
За последние два года усилились манипуляции в интернете
Отдел МВД России по Сузунскому району предупреждает граждан об участившихся случаях мошенничества, связанных со взломом…
Татьяне Бандяевой вручили медаль «Участник гуманитарного конвоя» за её активную волонтёрскую деятельность
Об уникальных условиях контракта с Минобороны рассказали новосибирцам
С 1 марта 2025 года в России начнет действовать закон, по которому граждане смогут устанавливать…