Deprecated: The PSR-0 `Requests_...` class names in the Requests library are deprecated. Switch to the PSR-4 `WpOrg\Requests\...` class names at your earliest convenience. in /home/cr15664/public_html/wp-includes/class-requests.php on line 24
Общение как основа журналистской профессии - suzungazeta.ru
Учимся

Общение как основа журналистской профессии

Уметь общаться с людьми — это, вероятно, величайшая проблема, которую нам надо решить ( Дейл Карнеги).

Для профессии журналиста общение — это самое главное. Без него не получится насыщенной и плодотворной работы. Журналист является неким посредником между людьми: он что-то узнаёт, а потом в обработанном виде передаёт другим.

Журналист без общения — это как повар без кастрюли (народная мудрость).

Итак, ОБЩЕНИЕ — ЭТО ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ ОТ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА ДРУГОМУ.

Если 1/3 жизни человек спит, то 2/3 — общается. Даже наедине с самим собой мы постоянно ведём внутренние диалоги. Общение — это не только обмен информацией, но и обмен эмоциями, контакт, единение, сопереживание, попытка понять друг друга и попытка изменить кого-то. Это и уникальный неповторимый момент, и познание, и жизнь…

Причём процесс общения строится совсем не только на словах. Далеко не последнюю роль играют мимика, жесты, позы, зоны близости собеседников, тембр голоса и даже внешний вид. Все эти формы общения (научно выражаясь, коммуникации) называются невербальными (проще: неречевыми). А вербальное общение — это как раз наша речь.

Помните так поразившую всех форму общения, предложенную Максимом Леонидовым в песне о Девушке-виденье: «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я…» — сложные действия, но какой богатый процесс.

Неречевые средства общения:

1. Физические — выражение лица, тон и тембр голоса, прикосновения, запах, телодвижения и т.п.

2. Эстетические — проявляются через выражение эмоций и чувств, сюда входит воздействие музыки, танцев, рисования, созерцания.

3. Символические — это информация, получаемая в символах. Например, язык сигнальных флажков, религиозные обряды, военные команды и т.п.

Специфика профессии журналиста такова, что приходится встречаться со множеством людей, постоянно спрашивать, узнавать, интересоваться, пытаться выяснить, дипломатически беседовать, и, с другой стороны, внимательно слушать, соглашаться, спорить, настаивать, убеждать и даже разговаривать по душам.

При этом ещё нужно помнить, что далеко не со всеми людьми можно очень быстро найти общий язык. Основные факторы, влияющие на установление взаимоотношений с людьми, перечисляет нам Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Но мало почитать книгу. Учиться общению нужно активно — встречи, интервью, разговоры, споры. И потом обязательно — анализ своих действий: что получилось, а над чем ещё стоит потренироваться.

Итак, правила Дейла Карнеги:

1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

2. Улыбайтесь.

3. Называйте собеседника по имени.

4. Будьте хорошим слушателем.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

6. Уважайте собеседника, внушайте ему сознание его значимости и делайте это искренне.

В каждом человеке при желании можно найти интересные черты характера, а любое дело при близком рассмотрении может оказаться очень даже занимательным. Заинтересуйтесь этим человеком и этим делом! Интересуясь всем и вся, можно стать очень эрудированным и интересным человеком. А расширение собственного кругозора ещё никому не мешало.

Журналист — собиратель информации. Поэтому ему необходимо уметь слушать. Эффективное слушание — ключ к пониманию. Оно помогает говорящему более полно раскрыться, создаёт обстановку комфорта в общении. Журналисту необходимо уметь общаться. Для этого очень важно умение понимать людей, разбираться в них, чтобы знать, каким образом лучше общаться с тем или иным человеком. Конечно, для этого самое важное — умение слушать.

Когда вы слушаете чужую речь, вы одновременно воспринимаете содержание сообщения и улавливаете эмоциональные проявления собеседника. Каждый раз журналисту надо воспринимать и запоминать: ЧТО говорится и КАК это говорится, ведь то, что испытывает ваш интервьюируемый во время беседы, может оказаться очень ценным. Во-первых, вы сможете понять, как лучше всего вести себя, чтобы собеседник был более открытым перед вами; во-вторых, вы сможете сделать соответствующие выводы, если будете понимать, что чувствует собеседник, отвечая на тот или иной вопрос.

Запомните, как вы должны слушать:

1) Слушающий полностью сосредотачивает своё внимание на говорящем.

2) Слушающий отказывается от любых предубеждений в отношении говорящего.

3) Слушающий не пользуется ничьими слышанными ранее оценками.

4) Слушающий абсолютно свободен от смущения и может задавать любые вопросы.

5) Слушающий даёт понять говорящему, что тот услышан и смысл его речи понят.

Запомните, что нельзя делать:

* Не говорите ничего о себе.

* Не меняйте темы.

* Не советуйте, не ставьте диагнозов, не критикуйте, не поощряйте, не заверяйте.

* Не думайте наперёд, что вам сказать!

* Не притворяйтесь, если не понимаете собеседника, лучше переспросите, не согласитесь, но не отрицайте чувств собеседника.

ВЫВОД: Чтобы понять смысл сказанного собеседником, не стесняйтесь переспросить. Иначе получится, как в глухом телефоне. Человек вам рассказывает одно, а вы пишете совсем о другом.

Навыки активного слушания.

1) Поощрение: покажи, что тебе интересно, подбадривай говорящего

— глаза (потренируйся перед зеркалом выражать взглядом вопрос, сомнение, одобрение, недоумение, восторг, удивление).

«… Посмотрит — рублем подарит»

— мимика (теперь изобрази всё это с помощью остальных частей лица)

— жесты (руки, плечи, поворот головы, кивок — все идёт в дело)

— позы

— звуковые вкрапления

«Блеск!.. Жуть!..» (при всей бедности словарного запаса Эллочка людоедочка этим навыком владела)

2) Прояснение: для получения более чёткой информации, понимания ситуации, задавай уточняющие вопросы.

3) Перефразирование:

— Если я Вас правильно понял…

— Другими словами, Вы считаете…

4) Резюмирование:

— Итак, Вы предлагаете…

— Таким образом, Ваша идея заключается в том…

5) Отражение чувств:

— У меня такое ощущение, что Вы чем-то…

— Мне кажется, что Вы чувствуете…

Чтобы получить необходимую информацию, приходится подыгрывать интервьюируемому. И на лице отражать те чувства, которые он хочет увидеть. Иначе он с вами просто не будет общаться.

В общем, будь ЖИВЫМ собеседником, а не истуканом:

«Будь проще и люди к тебе потянутся»

admin

Recent Posts

Когда понадобятся деньги, лучше надеяться не только на государство

Президент НАПФ Беляков: долгосрочные сбережения помогут значительно увеличить пенсию

10 часов ago

Дачные работы в мае. Когда сажать картошку и лук, чем обрабатывать землю

Точная инструкция по уходу за огородом от агронома Людмилы Шубиной

12 часов ago

Скоро Пасха

Наша читательница Дарья Черненко поделилась несколькими рецептами пасхальных куличей

14 часов ago

Ольга Мельникова, руководитель магазина «Сказка», удостоена высокой региональной награды

Почётное звание «Заслуженный работник торговли Новосибирской области» присвоено Ольге Кимовне, руководителю магазина "Сказка"

1 день ago

Отраслевой проект «Общественное питание» направлен на побуждение продавцов добровольно исполнять обязанность в применении ККТ

Межрайонной ИФНС России № 24 по Новосибирской области в 2024 году реализуется отраслевой проект ФНС…

1 день ago

Главный дерматовенеролог: «ИППП могут стать пусковым механизмом в развитии онкологических заболеваний»

29 апреля - 5 мая - неделя профилактики инфекций, передающихся половым путём

1 день ago