Главная

Они будто всегда жили с нами…

Кратко

Семья из Новосибирска усыновила пятерых детей из ЛНР

Семья из Новосибирска усыновила пятерых детей из ЛНР.

Подъехав к белому трехэтажному дому в поселке Садовом под Новосибирском, мы слышим грозный лай алабая, а посмотрев наверх, видим веселые лица детей в окне второго этажа. Они радостно машут нам руками, приглашая войти. Скоро мы узнаем, что этот дом отец большого семейства Роман Виноградов построил своими руками, чтобы как можно больше детей узнали, что такое душевное тепло и семья.

Утреннее солнце заливает просторную светлую кухню, играет в каштановых волосах девочки, которая, напевая, раскладывает ровные ряды бутербродов с маслом на большую тарелку. Ее сестра разливает чай по стаканам, а мама помешивает кашу. С улицы слышен смех братьев и дружный скрежет лопат — мальчишки помогают отцу расчищать от снега дорожку к воротам. Через несколько минут вокруг стола рассядутся малыши, раскрасневшиеся братья вернутся в дом, принеся с собой свежий морозный воздух. Примерно так проходит каждое утро в большой семье Виноградовых.

Всего у них 16 детей, 12 из них — приемные. Около четырех месяцев назад у Романа и Екатерины появилось сразу пятеро — ребят эвакуировали из Луганска. Четыре сестры и брат от 2 до 12 лет были «разбросаны» по приютам и домам малютки и даже не знали друг о друге, познакомились они уже в самолете перед вылетом в Новосибирск — у каждого на куртке был бейдж с именем и фамилией.

Сразу пятеро

«Летом нам позвонили, спросили, возьмем ли мы детей из ЛНР, мы согласились. В сентябре позвонили снова и сказали, что детей будет пятеро. Мы не ожидали, конечно, семья у нас и до этого была большая, у меня был легкий шок, но потом с мужем поговорили — целая семья, пять детишек — конечно, возьмем. Так они и появились у нас», — рассказывает Екатерина.

А вот Романа известие о большом пополнении не испугало, а даже обрадовало. «Нам такое доверие оказывают, доверяют целую семью, мы очень ждали их. Разницы не было, откуда дети, наоборот даже — было понимание, что мы этим угодим Богу больше».

Несмотря на то что Роман и Екатерина заранее познакомились с детьми по видеосвязи, ребятишки не сразу поняли, что приехали сюда навсегда. «Их так долго возили по разным пунктам, что не было чувства стабильности. Четырехлетняя Оля спросила меня дня через два: «Когда мы дальше полетим?» Когда я сказала, что теперь это их дом, они навсегда здесь останутся, она обрадовалась», — делится Екатерина.

«Кто-то сразу распахнул свое сердце, кто-то потихонечку раскрывается, проверяет, можно ли доверять, они же психологи, они ищут, кому можно доверять, а где его предадут, кто его защитит и укроет любовью. Сейчас уже все открываются», — рассказывает Роман.

Дети уже начали делиться с родителями своим прошлым — иногда формированию доверия помогает совместная поездка вдвоем с папой, а иногда вечерний разговор с мамой перед сном. О кровных родителях и дети, и Екатерина с Романом знают немногое — мать лишена родительских прав, отцы у ребят разные, и их судьбы неизвестны.

В семейную жизнь младшие ребята влились быстро, а вот 11-летней Олесе и 12-летней Алле было сложнее — в Луганске остались друзья, привычная жизнь. Все еще немного замкнут шестилетний Андрей. «Не знаю, поверил ли он до конца, что он в семье, может, страшно довериться. Понимание есть, но осознания на всех уровнях пока нет. Но, когда психолог спросила его, кем он хочет стать, он ответил: «батей», — улыбается Роман. Двухлетняя Вика не слезает с папиных рук, целует его, хохочет, хвастается платьем и прической.

«Все нам говорят, что они как будто всегда с нами жили, и нам так кажется, — смеется Роман. — Просто в твое сердце залезло еще пять человек, они там пинаются, расширяют пространство, им тесновато, и тебе надо всем время уделить — всех приобнять, поцеловать. Пока обойдешь, всем спокойной ночи скажешь, уже сам засыпаешь. Но они все в этом нуждаются, все должны получить полноценную любовь».

В семье Виноградовых много смеются и много обнимаются. Пока младшие дети прыгают на диване или раскачиваются на шведской стенке, старшие приглядывают, страхуют, качают на качелях. Несмотря на разницу в возрасте, они здорово играют вместе. Родители говорят, что старшие легко приняли новых братьев и сестер в семью. «Они всегда вместе — разбредаются по дому, разбиваются на группы — кто с кем, маленькие бегают за старшими, спорят, кто кого больше любит», — говорит Роман.

«С этими детьми адаптация проходит гораздо легче, чем с первыми, с первыми нам было тяжело, потому что мы не понимали, как себя вести, не было опыта, — рассказывает Роман. — Когда мы начинаем какое-то дело — это как воронка. И они попали в нашу семью, где все живут определенным порядком, и они влились и начинают вместе с нами крутиться в этой воронке. Были моменты, когда они начали изучать — шампуни выливать, брызгать дезодоранты, тушью мазаться. Они этого не видели, они познают, это их развитие, нам, конечно, приходится терпеть и объяснять. Мы не под копирку, конечно, живем, у нас разные таланты, разные дары у всех, они смотрят, наблюдают, маленькие у старших учатся, старшие учатся заботиться».

Все начинается с родителей

«В любой семье все начинается с родителей. Для меня важно, что все дети принимают нас как родителей, не просто называют мамой и папой, а считают нас родителями.

Когда мы берем в семью новых детей, нами движет любовь. Ведь каждый человек, когда вкладывает что-то, он желает получить ответ: если муж обнял жену, он хочет в ответ получить объятия — это естественно. От детей мы ждем не ответа, мы хотим увидеть, что они стали состоятельными личностями, личностями в нашей стране и в мире, что они состоялись, научились любить, что их окружает любовь, что мы привили им семейные ценности, духовные ценности, мы хотим видеть, что они частичку нашей семьи, нашей любви принесли в этот мир. Это наша жизнь. Мы живем воспитанием детей», — говорит Роман.

В семье Виноградовых воспитанию уделяется много внимания — когда детей много, без послушания и режима никуда, нужно быть командой, уверены Роман и Екатерина. Но воспитание для них — не крики и наказания, это передача опыта, уважение друг к другу и диалог. «Для нас важно показать, объяснить. Если произошла какая-то ситуация, мы садимся и разбираем ее — к каким последствиям это могло бы привести», — рассказывает Екатерина.

«У нас целое учение — о территории, семейном укладе, об уважении к старшим. Сегодня психологи говорят, что нужно стать друзьями своим детям, но я не хочу, чтобы дети были друзьями, я хочу, чтобы дети были детьми. Если они будут друзьями, они будут с тобой на одном уровне, воспитания не будет. Им ведь кажется, что они мудрее всех, что они все знают, а мама с папой отстали от жизни, но это не так», — уверен Роман.

Он отметил, что им важно научить детей уважению к учителю, к старшему, но при этом донести до них, что уважение — не значит слепое подчинение. «У них у всех есть свои границы, и у них есть своя территория, куда мы с женой не лезем. Например, детская кроватка. Это их зона комфорта, они там свободны, могут вести себя там как хотят, но всегда знают, что они не могут себе позволить то же, когда заходят на территорию другого ребенка», — говорит Роман.

Еще родители учат детей трудиться, не бояться ответственности, не забывать выполнять свои задачи — старшие девочки уже умеют готовить и очень помогают маме на кухне. Мальчики чистят снег зимой, помогают маме носить сумки и открывают женской половине семьи двери. «Результат воспитания девочек таков, что, когда мама уходит, девочки кормят отца, а не наоборот», — смеется Роман.

Семейные поездки и праздники

Каждое воскресенье семья едет в Церковь христиан веры евангельской, где Роман служит священником, а Екатерина ведет занятия для детей и взрослых. Поездка в церковь для детей — большая радость, все собираются дружно, старшие помогают младшим одеваться-обуваться, усаживают в детские автокресла.

«Собраться нужно одновременно, загрузить всех в две машины, дети — одна команда, они знают: если один начнет убегать — остальным станет жарко. Совместная поездка для них праздник: не важно, куда ехать, главное — вместе», — рассказывает Роман.

Пока он трудится, ребята проводят время в детской комнате — играют, учатся, обсуждают волнующие их вопросы, в том числе вопросы веры. Для детей, детство которых прошло в приютах Луганска, взаимодействие с религией стало совершенно новым опытом, но они приняли его легко и с интересом.

Не знали они и что такое семейный праздник. В этом году ребята впервые встретили Новый год дома. «Понимания не было, что такое семейные торжества. Когда мы знакомились по видеосвязи, Алла спрашивала: «А как вы дни рождения, Новый год справляете?» Для ребенка это было важно», — рассказывает Екатерина.

В Новый год дети усыпали комнату блестящими конфетти, устроили дискотеку. По одному с закрытыми глазами получали подарок и старались угадать, что в нем.

«Надарили им кучу подарков, они расселись, играли, — рассказывает Екатерина, — любой праздник у нас — для детей. Главное — их эмоции».

Алла рассказала, что Новый год в новом доме ей очень понравился. «Играли в квест, было очень много подарков, все они были спрятаны в одной комнате, мы заходили и закрытыми глазами щупали, угадывали, что там такое. Взрослые играли в игру «Тайный Санта»: каждый покупает подарок одному человеку, главное — не знать, кто кому дарит. Мне достались бомбочки для ванны», — рассказала Алла.

31 декабря в семье теперь двойной праздник — это еще и день рождения Андрея, которому исполнилось шесть лет. «На день рождения стараемся дарить такие подарки, чтобы осталась память и эмоции. Андрей был счастлив, что получил столько подарков. Еще мы всегда дарим шарики на дни рождения. Он поделился шариками с братьями и сестрами, не оставил все себе — молодец», — рассказывает Екатерина.

Роман говорит, что Андрей до конца не понял, что это его личный праздник, потому что утром все поздравляли его, а вечером начался общий праздник — Новый год. «Нужно будет подумать, как в будущем отмечать так, чтобы он чувствовал, что это его день», — сказал он.

Когда ребята поднимаются в детскую, каждый находит себе занятие: Оля «плавает» в сухом бассейне с шариками, Алла качает Вику на качелях, Олеся, напевая песенку, вместе с Андреем собирают большой мягкий пазл с динозаврами. Андрей рассказывает мне, что едят трицератопсы, а что — тираннозавры, все по очереди примеряют пухлые боксерские перчатки, которые Роман вообще-то купил одному из ребят — Богдану, но они тут же стали общими, как и большинство игрушек. На полу на коврике с игрушками живет плюшевый мамонтенок — тот самый, из мультика, его обнимает маленькая девочка, которая тоже нашла свою маму.

«Однажды мы ехали из садика, и Оля — единственная из всех детей — спросила: «Мама, почему ты нас так долго искала? Ты была занята? Как хорошо, что у тебя дела закончились и ты нас нашла», — глядя на всю свою шумную компанию, улыбается Екатерина.

***

В октябре и ноябре 2022 года в Новосибирскую область приехали 47 детей из Луганской Народной Республики, их приняли на воспитание 14 семей региона.

Елена Сычева (https://tass.ru/v-strane/17106919)