Земляки

Писали сажей, ждали отцов с войны

Ровесники региона… Одна из них — моя односельчанка Александра Ивановна Стульба (на снимке).
Родилась 25 декабря 1937 года и всю жизнь прожила в родном селе. Кареглазая Шурочка росла весёлой и озорной. Но ворвавшаяся в каждую советскую семью война внесла свои коррективы. Поутихли песни, меньше стало смеха. Мужчины ушли на фронт, а оставшиеся в тылу женщины и подростки заменили их и, не щадя себя, приближали долгожданную победу. Хорошо запомнились Александре Ивановне трудные военные годы.


Отец был на фронте, старшая сестра Нина сутками работала в бригадах. А Шура с мамой Надеждой рубили боярышник, чтобы протопить печь. Было очень тяжело. Электричества не было, жгли самодельные свечи из свиного жира, называли их жировиками. Писали палочками, которые обмакивали в сажу. Закончила Александра Ивановна всего пять классов. Не в чем было ходить: не было ни одежды, ни обуви. Особенно тяжело было без обуви, обмотает ребёнок ноги тряпками, вот и вся обувка: и летом, и зимой.


Один день крепко запомнился. Было это в 1947 году. Шурочка с мамой заработали двадцать кило зерна и пошли на мельницу, чтобы смолоть. Когда шли обратно, каждая несла по тяжёлому мешку муки. Вдруг сзади им крикнули: «Надежда, вон твой Иван идёт». Бросила Шурочка мешок на землю и — к отцу. Пришла в дом большая радость: отец-солдат вернулся домой живым.
В 13 лет пошла Шурочка работать дояркой. Обедать ходили в колхозную столовую. «Да разве можно это назвать обедом?! Полная чашка воды с тремя лапшинками… Голодно было. Вечером ложиться спать, а желудок сосёт. Вот так и пролежишь до четырёх часов. А утром на работу. Бывало, ходили с подружкой по помойкам, собирали очистки», — не забывается голодное детство Александре Ивановне.


Шёл 1948 год. Активно восстанавливалось разрушенное войной хозяйство. Жизнь была нелёгкой, но, главное, мирной. В колхозе начали давать на трудодни сахар, мёд. Провели электричество. К двадцати годам наша Шурочка превратилась в красивую, статную девушку – завидную невесту. В руках у нее всё спорилось, не боялась никакой работы.
Вскоре познакомилась со своим суженым. Поженились они с Николаем без свадьбы. Но это не помешало им прожить сорок счастливых лет и родить трёх дочерей. А закончила Александра Ивановна наш разговор такими словами: «Всю свою жизнь пронесла на своем пупу. Сейчас бы жить и радоваться, а здоровья нет. Помню, всю свою жизнь помню, да страшно говорить».

Наталья ВЕРНЕР, Бобровская сельская библиотека