Социальная сфера

Подарить пять минут человеку

«Хвалятся внуками, правнуков показывают в телефоне, ждут родственников в гости, а потом рассказывают о визите», — Зинаида Гартман говорит о своей работе, о пожилых людях из Дома милосердия.

Имея педагогическое образование, четырнадцать лет назад она искала работу в Сузуне. Посоветовали обратиться в Дом милосердия. Всё здесь было не похожим ни на что, с чем приходилось иметь дело раньше. «Как оказалось, с директором Ольгой Борисовной Вороновой и старшей медсестрой Светланой Владимировной Саловской мы были одинаковыми не только по возрасту, но и по взглядам. Никто не приукрашивал мою будущую работу, никто не подбадривал, мы учились вместе. И было интересно», — вспоминает Зинаида Григорьевна первые месяцы на новом месте.

Лёгкий характер, улыбка найдут ключ к любому человеку. А постояльцы Дома милосердия всегда нуждаются в добром слове, внимании, общении. Так незаметно Зинаида Григорьевна стала здесь своей. С бабушками и дедушками поладила быстро: «Остановишься с человеком, выслушаешь. Кто-то переживает, что пенсию не добавляют, другой спрашивает, придёт ли батюшка освящать куличи перед Пасхой. Или просто вижу невесёлые глаза у нашего оптимиста: что случилось? Все подключимся: давление измерят, психолог подойдёт. Ему через пять минут легче». У каждого, кто живёт в Доме милосердия, своя история. А выводы тоже делает каждый: одни обижаются на судьбу, другие гордятся детьми, чего они добились.

Один раз в квартал в Доме милосердия проводят анкетирование: что нравится, что – нет, чем дополнить досуг, пожелания по питанию. «Собираем информацию, анализируем. Объясняем, почему нет в меню жареной картошки, её всё равно просят. Среди проблем – всплывающие незакрытые кредиты, дорогие покупки в интернете. Приходится решать вопросы и с Соцфондом, и с кредитными организациями», — рассказывает о своих стариках Зинаида Григорьевна.

Уход за ними помог понять свою маму: она тоже в возрасте, бывает, захандрит. Хотя по характеру Любовь Фёдоровна — оптимистка. Это качество перешло и к дочери. «Люблю цветы, придумываю и воплощаю в жизнь свои идеи по благоустройству – что может быть лучше? Когда я впервые вошла на участок Дома милосердия и увидела это «поле непаханое», я обрадовалась, что здесь есть где развернуться. Скоро весна, наши подоконники опять будут с рассадой. Закупаем семена, готовим грунты, ящики. Участок обрабатываем своими силами: высаживаем цветы, поливаем, пропалываем. Когда справа у входа выкорчевали сосны, эта получившаяся яма сама просила, чтобы сделали тут водоём. Теперь он есть, и розы пышно цветут», — она называет примеры, и остаётся позавидовать, как человек умеет вместо проблемы увидеть шанс.

И это не из разряда «гладко было на бумаге». Зинаида Григорьевна создаёт проекты, которые побеждают на конкурсах, приносят Дому милосердия необходимые средства для преображения пространства. О чём мечтает специалист по социальной работе? Она отвечает сразу: «Хочу расширения Дома милосердия. Нужно новое большое здание, чтобы всё было учтено для комфорта пожилых людей. Мелковаты у нас комнаты и коридоры для колясочников, не развернуться, не разъехаться. Пусть больше будет мест, пусть уменьшится очередь к нам. Когда говорят о приёмных семьях для наших стариков – не верю. Невозможно обеспечить такой уход, полноценное питание, досуг, общение и медицинское обслуживание в условиях незнакомой семьи».

А ещё мы говорим, как это неправильно, когда внуки растут без дедушек и бабушек. У них нет понимания, как стареют люди. Мама молодая теперь, а что с ней станет через сорок лет? Они не будут готовы принять её, с изменившимся характером, с проблемами и болезнями, потому что не наблюдали, как старели их бабушки и дедушки.
Разговор переходит на личную жизнь, у моей собеседницы — два сына, в их семьях растут маленькие внучка и внук. По семейной традиции, все приезжают к любимой маме на её день рождения. Свободное время Зинаида Григорьевна делит со швейной машиной: новые скатерти, салфетки, полотенца настраивают на лирическую волну. Подруга детства познакомила её с необычным рукоделием: изготовлением плетёных объёмных кашпо для цветов из искусственного ротанга. Очень стильные получаются изделия. «Всё это дарю своим родным и друзьям», — улыбается она на прощание.

Елена ЗЕМЛЯНИЦКАЯ